На сайте ведутся работы, возможны временные перебои. Приносим извинения за возможные неудобства.

Вопрос-ответ


ВопросОтвет
10 декабря 2019 года В Уральское управление поступило обращение по вопросу правомерности составления проектно-сметной документации на текущий и капитальный ремонт силами бюджетной организации?

В соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктом 28 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87, в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются, в том числе сметы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более пятидесяти процентов.

Сметы на проведение капитального ремонта и строительство объектов капитального строительства являются частью проектной документации (одним из ее разделов).

Согласно части 4 статьи 48 Кодекса работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (договоры генподряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено указанной статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов), сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

В соответствии с пунктом 1 части 4.1 статьи 48 Кодекса государственным и муниципальным предприятиям не требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования только в случае заключения ими договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, или в случае выполнения ими функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В остальных случаях для выполнения работ по договорам подряда о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, а также для осуществления функций технического заказчика в силу пункта 22 статьи 1 и части 4 статьи 48 Кодекса государственным и муниципальным предприятиям требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида.

05 декабря 2019 года В Уральское управление поступило обращение с вопросом о подготовке персонала, обслуживающего сосуды под давлением?

В соответствии с п. 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением”, утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 и зарегистрированные в Минюсте России 19.05.2014 № 32326, с изменениями от 12.12.2017 (далее - ФНП ОРПД) организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации.

В этих целях необходимо: назначить необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (рабочих), состоящего в штате эксплуатирующей организации, не моложе восемнадцатилетнего возраста, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном порядке к самостоятельной работе.

В соответствии с п.п. 227, 229 ФНП ОРПД, профессиональное обучение и выдача документа об образовании и (или) о квалификации работников (рабочих и иных категорий персонала (далее - персонала (рабочих)), допускаемых к обслуживанию оборудования под давлением, должны проводиться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования.

Необходимость повышения квалификации в образовательной организации или проведения дополнительного практического обучения (тренировок) безопасным методам работ на производстве должно определяться эксплуатирующей организацией в зависимости от результатов проверки знаний, анализа причин инцидентов, аварийности и травматизма, а также в случаях реконструкции, технического перевооружения ОПО с внедрением новых технологий и оборудования, требующих более высокого уровня квалификации. Порядок проведения практического обучения безопасным методам работ, стажировки, проверки знаний по безопасным методам выполнения работ и допуска к самостоятельной работе должны определяться распорядительными документами эксплуатирующей организации.

Перед первичным допуском к самостоятельной работе после профессионального обучения, обслуживающий персонал (рабочие) после проверки знаний должен пройти стажировку для приобретения практических навыков. Программу стажировки утверждает руководство эксплуатирующей организации. Продолжительность стажировки определяется в зависимости от сложности технологического процесса и оборудования под давлением.

Допуск персонала к самостоятельному обслуживанию оборудования под давлением должен быть оформлен приказом (распоряжением) по цеху или организации.

В соответствии с п. 228 ФНП ОРПД периодическую проверку знаний персонала (рабочих), обслуживающего оборудование под давлением, должны проводить один раз в 12 месяцев. Комиссия по проверке знаний обслуживающего оборудование персонала (рабочих) должна быть назначена приказом эксплуатирующей организации, участие в ее работе представителя Ростехнадзора не требуется.

05 декабря 2019 года В Уральское управление поступило обращение по вопросу разъяснения Порядка предоставления государственной услуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности?

Порядок предоставления государственной услуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» (далее - Постановление) и Временным порядком предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по организации проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2019 г. № 424 (далее - Временный порядок).

Пунктом 2 Постановления определены категории работников, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности. В данный перечень включены работники, обеспечивающие исполнение обязательных требований иными работниками организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности. Дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности может быть получено как по программам повышения квалификации, так и по программам профессиональной переподготовки.

Контрольные функции в отношении организаций, осуществляющих обучение (переподготовку) работников, а также по оформлению данными организациями итоговых документов по обучению по программам повышения квалификации и (или) по программам профессиональной переподготовки Ростехнадзор не осуществляет.

При предоставлении заявления об аттестации работника, в соответствии с Временным порядком, заявитель определяет категорию работника в графе 11 Приложения № 1 Временного порядка.

Согласно пункту 18 Временного порядка к заявлению об аттестации работника, которому необходимо получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности прилагается копия(-ии) документа(-ов) о квалификации по результатам дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности по дополнительным профессиональным программам, соответствующим заявленной области аттестации, полученных в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления об аттестации.

Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги являются несоблюдение формы заявления об аттестации работника, направляемого на аттестацию и (или) представление документов, указанных в пункте 18 и Временного порядка, не в полном объёме, а также отсутствие информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, подтверждающей факт уплаты государственной пошлины.

Результатом предоставления государственной услуги является выписка из протокола заседания территориальной аттестационной комиссии. До вступления в силу действующих нормативно-правовых актов результатом аттестации специалистов в территориальной аттестационной комиссии являлся протокол заседания территориальной аттестационной комиссии.

В случае несогласия аттестуемого с результатом аттестации, аттестуемое лицо в соответствии с Временным порядком может подать в Центральную аттестационную комиссию заявление об апелляции на решения, действия (бездействие) Территориальных аттестационных комиссий составленное в произвольной форме.

03 декабря 2019 года В Уральское управление поступило обращение по вопросу допуска в электроустановки лиц, заключивших гражданско-правовой договор со сторонней организацией и не состоящих в штате этой организации?

Эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией (п.1.4.1. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 года № 6, зарегистрированных в Министерстве Юстиции РФ 22 января 2003 года, регистрационный № 4145).

К командированному персоналу относятся работники организации, направляемые для выполнения работ в электроустановках (п. 46.1. Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 24.07.2013 № 328н (далее – ПОТЭЭ)).

Согласно ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

При заключении гражданско-правового договора между организацией и лицом, заключающим договор, правоотношения сторон данного договора регулируются нормами не трудового, а гражданского законодательства.

Во исполнение требований Правил, Уральское управление Ростехнадзора разъясняет, что лица, заключившие гражданско-правовой договор со сторонней организацией и не состоящие в штате этой организации, не допускаются в электроустановки, в том числе в качестве командированного персонала.

21 ноября 2019 года В Уральское управление поступило обращение по вопросу: предусмотрена ли обязательность разработки декларации промышленной безопасности в случае, если эксплуатируется объект 2-го класса опасности (по количеству расплава) и в технологии используются опасные вещества в количествах соответствующих 3-ему классу опасности?

Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) установлена обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ (ч. 2 статьи 14 Федерального закона № 116-ФЗ).

Таким образом, декларация промышленной безопасности разрабатывается только для опасных производственных объектов I и II классов опасности, предусмотренных п. 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

Для опасных производственных объектов, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более обязательность разработки декларации промышленной безопасности нормативно не установлена.

29 октября 2019 года В Уральское управление поступило обращение по вопросу низкого напряжения в электрических сетях СНТ «Радость»?

Межгосударственным стандартом напряжения стандартные ГОСТ 29322-2014 дата введения 01 октября 2015 установлены наименьшие значения напряжения на зажимах питания и электроприемников для систем в сетях с номинальным напряжением 230 В:

— наименьшее напряжение питания 207 В;

— наименьшее используемое напряжение 198 В.

Низкий уровень напряжения в сетях 0,4 кВ СНТ «Радость» может возникать вследствие несоблюдения СНТ «Радость», являющимся владельцем двух трансформаторных подстанций и воздушных линий 0,4 кВ, нормативных требований при эксплуатации электроустановок.

Согласно п. 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 6, потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями правил безопасности и других нормативно-технических документов.

В соответствии с п. 1.2.3 Правил, для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации.

Согласно п. 1.2.6. Правил ответственный за электрохозяйство обязан обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок.

Согласно ст. 7 Федерального закона № ФЗ-217 от 29 июля 2017 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» целью создания товарищества является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия), статьей 18 определено, что создание необходимых условий для совместного владения, пользования и распоряжения гражданами таким имуществом относится к полномочиям правления товарищества.

17 октября 2019 года В Уральское управление Ростехнадзора поступило обращение по вопросу срока постановки на учет автомобильного крана?

В соответствии с п. 147 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533 (далее - ФНП), подъемные сооружения, перечисленные в пункте 3 настоящих ФНП, за исключением подъемных сооружений, перечисленных в пункте 148 настоящих ФНП, перед пуском их в работу подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра опасных производственных объектов.

Постановка на учет подъемных сооружений производится по заявлению эксплуатирующей организации без представления паспорта подъемного сооружения. В заявлении указываются данные о подъемном сооружении (марка подъемного сооружения, завод-изготовитель, заводской номер, год изготовления). Рассмотрение документов на постановку и снятие с учета подъемного сооружения, осуществляется в течении 30 календарных дней с момента подачи заявления.

15 октября 2019 года В Уральское управление поступило обращение по вопросу разъяснения порядка снятия с учета оборудования под давлением?

В соответствии с п. 216 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 и зарегистрированные в Минюсте России 19.05.2014 № 32326, с изменениями от 12.12.2017 (далее - ФНП ОРПД) оборудование под давлением подлежит снятию с учета в органах Ростехнадзора или ином федеральном органе исполнительной власти в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатировалось на подведомственном данному органу опасном производственном объекте (далее – ОПО), в случаях его утилизации по причине невозможности дальнейшей эксплуатации или утраты признаков опасности, вызывающих необходимость учета такого оборудования. Снятие оборудования под давлением с учета должно осуществляться на основании заявления эксплуатирующей организации с приложением копий документов, подтверждающих факт утилизации оборудования под давлением или утраты указанных признаков.

Вследствие того, что паспорт оборудования содержит информацию об истории эксплуатации оборудования, при снятии с учета необходимо представить в орган Ростехнадзора паспорт оборудования для внесения записи о снятии оборудования с учета.

Обращаем Ваше внимание, что в настоящее время вступил в силу Административный регламент Федеральной службы по экологическому‚ технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденный приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, зарегистрированный в Минюсте РФ‚ рег. № 55649 от 16.08.2019, в соответствии с которым учетный номер технического устройства вносится в сведения, характеризующие ОПО при его регистрации в реестре ОПО и который должен быть исключен из сведений при снятии оборудования с учета.

24.09.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу необходимости получения разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию выключателя 110 КВ при выполнении его замены?

В соответствии с пунктом 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861, действие данных правил распространяется на случаи: присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств; изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

В соответствие с пунктом 1.2.1. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 г. № 229, требование о приемке в эксплуатацию в установленном порядке распространяется также на приемку в эксплуатацию энергообъектов после расширения и реконструкции.

Таким образом, если мероприятия по замене масляного выключателя 110 кВ типа У-110-2000-40У1 на элегазовый выключатель DТ1-145F1 не являются мероприятиями, выполняемыми в рамках технологического присоединения и мероприятиями по реконструкции или расширению энергообъекта, получение разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию не требуется.

19.08.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу разъяснений требований п. 109 приказа Ростехнадзора от 30.12.2013 № 656 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов» а именно какие помещения дымососных и газоочисток должны оборудоваться устройствами автоматического контроля и каких именно опасных веществ?

В соответствии с п. 109 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 30.12.2013 № 656, все помещения газоочисток и дымососные‚ расположенные на опасных производственных объектах металлургической промышленности, должны оборудоваться устройствами автоматического контроля содержания опасных веществ. Перечень опасных веществ, безопасное содержание которых должно контролироваться в воздухе указанных помещений, определяется проектной документацией в соответствии с характером ведущихся технологических процессов на объекте.

09.08.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу регистрации в составе опасного производственного объекта и проведении экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы?

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Требования промышленной безопасности согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 (далее - ФНП ЭПБ) установлено, что экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

В настоящее время требования промышленной безопасности к дымовым трубам котельных не установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ, поэтому основание для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отсутствует.

09.08.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу отношения организаций, обслуживающих электроустановки, к организациям энергетикам или организациям потребителям?

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии, а также определяет основные понятия:

субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности;

потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

В случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является специализированной организацией в сфере обслуживания электроустановок и не относится к вышеуказанным категориям, при осуществлении деятельности в указанной сфере необходимо руководствоваться нормативными документами, требования которых распространяются на данную электроустановку.

22.07.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу использования сосудов работающих под высоким давлением для газов Аргон и СО2, с последующим смешиванием газов до требуемой пропорции (о разъяснениях, касающихся трубопроводов)?

В соответствии с приложением 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ), объекты на (в) которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (пара, газа в газообразном, сжиженном состоянии) относятся к опасным производственным объектам (далее ОПО). На основании требования части 2 статьи 2, указанного выше Федерального закона данные ОПО подлежат регистрации в государственном реестре ОПО.

Из обращения следует, что планируется прокладка трубопровода смеси Аргона и СО2 с давлением 15 Бар (1,5 Мпа). Соответственно данное оборудование попадает под действие требований Технического регламента Таможенного союза от 02.07.2013 № ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41. Указанным выше Техническим регламентом не установлена возможность проектирования оборудования находящимся под избыточным давлением с использованием пластиковых трубопроводов.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ в случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации ОПО требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности ОПО.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ обоснование безопасности опасного производственного объекта - документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации ОПО, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО.

Согласно статье 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

17.07.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу эксплуатации электрооборудования потребителя, переданного на обслуживание специализированной организации по договору, и о работах с настила мостового крана?

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом федерального государственного энергетического надзора и осуществляет контроль и надзор в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).

В соответствии с пунктом 46.1. Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда Российской Федерации от 24.07.2013 № 328н (далее - ПОТЭЭ) – к командированному персоналу относятся работники организаций, направляемые для выполнения работ в действующих, строящихся, технически перевооружаемых, реконструируемых электроустановках, не состоящие в штате организаций - владельцев электроустановки. То есть работники специализированной организации, эксплуатирующие электроустановки потребителя являются командированным персоналом.

Согласно пункта 46.7. ПОТЭЭ - командирующая организация несет ответственность за соответствие присвоенных командированному персоналу групп и прав, предоставляемых ему в соответствии с пунктом 46.3 Правил, а также за соблюдение им Правил. К работам допускается подготовленный персонал, прошедший стажировку. Для этого в соответствии с пунктом 46.3. ПОТЭЭ - командирующая организация в сопроводительном письме должна указать цель командировки, а также работников, которым будет предоставлено право выдачи наряда, право быть ответственными руководителями, производителями работ, членами бригады, а также подтвердить группы этих работников.

В соответствии с пунктом 2.12.14. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) - при высоте подвеса светильников до 5 м допускается их обслуживание с приставных лестниц и стремянок. В случае расположения светильников на большей высоте разрешается их обслуживание с мостовых кранов, стационарных мостиков и передвижных устройств при соблюдении мер безопасности, установленных правилами безопасности при эксплуатации электроустановок и местными инструкциями.

Согласно пункта 2.6. ПОТЭЭ - работы, выполняемые на высоте более 5 м от поверхности земли, перекрытия или рабочего настила, над которыми производятся работы непосредственно с конструкций или оборудования при их монтаже или ремонте с обязательным применением средств защиты от падения с высоты, относятся к специальным работам. Работники, обладающие правом проведения специальных работ, должны иметь об этом запись в удостоверении о проверке знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением № 2 ПОТЭЭ.

Так же в соответствии с пунктом 3.1. Правил по охране труда при работе на высоте, утверждённых приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 155н, зарегистрированным в Минюсте России 05.09.2014 № 33990 - в зависимости от условий производства все работы на высоте делятся на:

а) работы на высоте с применением средств подмащивания (например, леса, подмости, вышки, люльки, лестницы и другие средства подмащивания), а также работы, выполняемые на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более;

б) работы без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также работы, выполняемые на расстоянии менее 2 м от не ограждённых перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м.

На основании вышеизложенного, работы по замене электроламп в светильниках с настила мостового крана относятся к специальным работам.

08.07.2019 В Уральское управление Ростехнадзора поступило обращение с вопросом: техперевооружением или реконструкцией является замена двух котлов с газовыми горелками в котельной на более современные с небольшим увеличением мощности, соответственно с заменой насосов на насосы с ЧРП, при этом строительные конструкции и дымовые трубы остаются без изменений?

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение опасного производственного объекта - приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте: внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

В соответствии с приложением 1 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 и зарегистрированные в Минюсте России 19.05.2014 № 32326 с изменениями от 12.12.2017 (далее - ФНП ОРПД), реконструкция (модернизация) - изменение технических характеристик оборудования путем замены (изменения) его отдельных элементов, узлов, устройств управления и обеспечения режима работы (автоматизированных систем управления технологическим процессом, регулирующих устройств, горелочных устройств) и (или) изменения конструкции оборудования под давлением и его элементов путем применения неразьёмных (сварных) соединений, вызывающее необходимость проведения прочностных расчетов и корректировки паспорта и руководства (инструкции) по эксплуатации, оформления нового паспорта и руководства по эксплуатации.

Исходя из вышесказанного, указанная в письме замена старого оборудования котельной на новое относится к техническому перевооружению.

04.07.2019 В Уральское управление поступило обращение о необходимости прохождения внеочередной проверки знаний правил работы в электроустановках в комиссии Уральского управления Ростехнадзора у электротехнического персонала предприятия в связи с вводом Правил переключений в электроустановках, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.09.2018 № 757?

В соответствии с пунктом 2 Правил переключений в электроустановках, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.09.2018 № 757 (далее – Правила) данные требования распространяются на системного оператора и субъектов оперативно - диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства, входящими в состав Единой энергетической системы России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.

В случае отсутствия на балансе организации вышеуказанных объектов, прохождение внеочередной проверки знаний правил работы в электроустановках в комиссии Уральского управления Ростехнадзора электротехнического персонала предприятия в связи с вводом Правил не требуется.

28.06.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу оборудования мостового крана ограничителями передвижения для совместной эксплуатации с другим краном на одном рельсовом пути?

В соответствии с п. 10 (г) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее - ФНП), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533 (зарегистрированные в Минюсте России 31.12.2013 № 30992), для предотвращения и/или минимизации последствий аварий, инцидентов на опасном производственном объекте (далее - ОПО) с учетом возможной потери жизни и/или здоровья людей в процессах эксплуатации, должны выполняться общие принципы (требования) включающие соответствие оснащенности подъемного сооружения (далее - ПС) ограничителями и указателями, указанными в паспорте ПС, а также требованиям обеспечения безопасности технологического процесса обслуживаемого ПС.

На основании п. 64 ФНП ответственность за приведение в соответствие ПС, изготовленного по ранее разработанным проектам и не оборудованного ограничителями, указателями, необходимыми для обеспечения промышленной безопасности технологического процесса, в котором используется ПС, либо продолжение эксплуатации ПС со снижением его паспортных показателей назначения (например, грузоподъемности, скоростей механизмов) возлагается на эксплуатирующую организацию.

Таким образом, мостовой кран, не оборудованный ограничителем передвижения моста крана необходимо оборудовать таким ограничителем для исключения столкновения с другим мостовым краном установленным на этом же рельсовом пути.

27.06.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу необходимости получения разрешения Ростехнадзора на проверку знаний двух членов комиссии на месте в соответствии с пунктом 1.4.31 ПТЭЭП и необходимости уведомления Ростехнадзора о создании комиссии по проверке знаний правил электротехнического и электротехнологического персонала организации?

В соответствии с пунктом 1.4.30. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 (далее - Правила), для проведения проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации руководитель Потребителя должен назначить приказом по организации комиссию в составе не менее пяти человек. Уведомление Ростехнадзора о создании комиссии организации для проведения проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала не требуется.

В соответствии с пунктом 1.4.31. Правил допускается проверка знаний отдельных членов комиссии на месте, при условии, что председатель и не менее двух членов комиссии прошли проверку знаний в комиссии органов госэнергонадзора.

Таким образом, председатель и два члена комиссии организации проходят проверку знаний в комиссии органов госэнергонадзора, в случае успешного результата проверки знаний организационно-распорядительным документом определяется комиссия организации из этих троих работников для проведения проверки знаний остальных членов комиссии организации на месте. В случае успешного результата проверки знаний остальных членов комиссии организации на месте, организационно-распорядительным документом определяется постоянная комиссия организации. Разрешение Ростехнадзора о проверке знаний остальных членов комиссии организации на месте не требуется.

27.06.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу необходимости прохождения обучения обслуживающего оборудование персонала?

Аттестация специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) проводится в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, РД-03-19-2007, утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 (далее – Положение РД-03-19-2007). Согласно п. 3 Положения РД-03-19-2007 подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям. Согласно п. 12 Положения РД-03-19-2007 первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца: при назначении на должность; при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей на работе в данной организации требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Обучение и проверка знаний рабочих проводится в соответствии с Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, РД-03-19-2007, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 (далее - Положение РД-03-20-2007). Согласно п. 4 Положения РД-03-20-2007 проверка знаний рабочих основных профессий в области безопасности проводится в объеме квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и/или профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих.

Согласно п. 6 Положения РД-03-20-2007 ответственным за организацию своевременного и качественного обучения и проверки знаний в целом по организации является руководитель организации (работодатель).

Участия в проверке знаний обслуживающего оборудование персонала (рабочих) представители Ростехнадзора не принимают.

14.06.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу: необходимости постановки на учет газгольдера?

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности.

В соответствии с указанным выше Положением Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах. При этом требования безопасности к оборудованию при разработке (проектировании), производстве (изготовлении), а также требования к маркировке оборудования в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02 июля 2013 года № 41. Изготовитель прилагает к оборудованию техническую документацию, которая в том числе включает в себя руководство (инструкцию) по эксплуатации.

В руководстве должны содержаться указания по использованию оборудования и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации оборудования (включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, все виды ремонта, периодическое диагностирование, испытания, транспортирование, упаковку, консервацию и условия хранения). Правила эксплуатации оборудования устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза.

На указанное в Вашем обращении оборудование распространяются требования федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП), утверждённых приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, зарегистрированным Минюстом России 19.05.2014 № 32326.

Указанные ФНП устанавливают требования к размещению, монтажу, ремонту, реконструкции (модернизации), наладке и эксплуатации, техническому освидетельствованию, техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, в том числе осуществляющим эксплуатацию оборудования под давлением и к работникам этих организаций.

Организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях необходимо соблюдать требования изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами индивидуального жилищного строительства, в том числе особенности их гражданско-правового положения на территории Российской Федерации установлены Федеральными законами от 25.10.2001 «Земельный кодекс Российской Федерации» № 136-ФЗ, от 25.10.2004 «Градостроительный кодекс Российской Федерации» № 190-ФЗ.

11.06.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу необходимости обследования элементов несущих строительных конструкций здания при проведении комплексного обследования подкрановых путей?

В соответствии с пунктом 209 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, зарегистрированных в Минюсте России 31.12.2013 № 30992 (далее - ФНП), рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, техническому обслуживанию и ремонту (последнее - при необходимости).

Согласно пункту 216 ФНП периодическое комплексное обследование рельсовых путей проводится специализированными организациями и включает выполнение следующего комплекса работ:

- проверку наличия службы эксплуатации опасного производственного объекта, отвечающей за состояние рельсовых путей;

- проверку наличия проектной и эксплуатационной документации;

- поэлементное обследование рельсовых путей, включая оценку фактического состояния рельсового пути;

- подготовку результатов комплексного обследования: оформление инструментальных замеров, включая измерения сопротивления его заземления, и составление ведомости дефектов.

Согласно разделу 3 методических указаний «Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин» РД-10-138-97, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 28.03.1997 № 41 (далее - РД), под рельсовым крановым путем понимается устройство (сооружение), состоящее из направляющих (рельсов), соединений и креплений направляющих, а также путевого оборудования, предназначенное для передвижения по нему грузоподъемных машин на рельсовом ходу.

В соответствии с ФНП при обследовании рельсовых путей проводится проверка элементов, входящих в рельсовый путь.

В соответствии с РД строительные конструкции (подкрановые балки, фермы, подкраново-подстропильные балки и фермы), предназначенные для опирания (подвески) рельсового кранового пути, восприятия крановых нагрузок и обеспечения пространственной жесткости и устойчивости каркаса, относятся к подкрановым строительным конструкциям, проверка которых согласно ФНП при комплексном обследовании рельсового пути не предусмотрена.

26.04.2019 В Уральское управление поступило обращение о разъяснениях по вопросу нормативных требований по присвоению групп III и выше электротехнологическому персоналу в соответствии с п. 1.4.3. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей?

В соответствии с п. 1.4.3. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - ПТЭЭП) – Обслуживание электротехнологических установок (электросварка, электролиз, электротермия и т.п.), а также сложного энергонасыщенного производственно-технологического оборудования, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов, ручных электрических машин, переносных и передвижных электроприемников, переносного электроинструмента, должен осуществлять электротехнологический персонал. Он должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки.

Электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы Потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому; в техническом отношении он подчиняется энергослужбе Потребителя.

Перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, утверждает руководитель Потребителя.

Так же согласно п. 2.4. ПОТЭЭ - работники, относящиеся к электротехнологическому персоналу, должны пройти проверку знаний требований Правил и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности. Требования Правил, установленные для работников из числа электротехнического персонала, являются обязательными и для работников из числа электротехнологического персонала.

В соответствии с п. 44.2. ПОТЭЭ - к работе с переносным электроинструментом и ручными электрическими машинами классов 0 и 1 в помещениях с повышенной опасностью должны допускаться работники, имеющие группу II.

Подключение вспомогательного оборудования (трансформаторов, преобразователей частоты, устройств защитного отключения) к электрической сети и отсоединение его от сети должен выполнять электротехнический персонал, имеющий группу III, эксплуатирующий эту электрическую сеть.

На основании вышеизложенного, необходимость присвоения той или иной группы по электробезопасности определяется руководителем Потребителя с учетом требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии.

17.04.2019 В Уральское управление Ростехнадзора поступило обращение с вопросом: необходимо ли согласовывать производственную инструкцию по контролю металла сосудов, работающих под давлением?

Обязательные требования к проектированию и изготовлению оборудования, работающего под избыточным давлением, в настоящее время установлены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41 и вступившим в силу с 01.02.2014. В случае, если указанные в Вашем письме сосуды, работающие под давлением подпадают под действие ТР ТС 032/2013, то в соответствии с п. 16 ТР ТС 032/2013 в числе прочих технических документов, прилагаемых к оборудованию, документация должна включать руководство (инструкцию) по эксплуатации. В соответствии с п. 25 ТР ТС 032/2013 руководство (инструкция) по эксплуатации оборудования готовится на этапе разработки (проектирования) оборудования.

22.12.2014 вступили в силу Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 и зарегистрированные в Минюсте России 19.05.2014 № 32326 (далее - ФНП ОРПД), которые направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа.

В соответствии с п. 218 ФНП ОРПД эксплуатирующая организация:

- должна разработать и утвердить производственную инструкцию для рабочих, обслуживающих оборудование, разрабатываемую на основе руководства (инструкции) по эксплуатации конкретного вида оборудования, с учетом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией;

- должна обеспечить рабочих, осуществляющих эксплуатацию оборудования под давлением, производственными инструкциями, определяющими их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность;

- контролировать состояние оборудования под давлением (в том числе металла или другого материала, из которого изготовлено оборудование) в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации, принятых для применения в эксплуатирующей организации нормативных документов и ФНП ОРПД.

Из вышесказанного следует, что согласование производственных инструкций по эксплуатации оборудования под давлением, в том числе иностранного производства, действующими нормативными документами не предусмотрено.

18.03.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу демонтажа кабины при переводе мостового крана на дистанционное управление?

Согласно требованиям п. 148 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533 (зарегистрированные в Минюсте России 31.12.2013 № 30992) (далее - ФНП), не подлежат учету в органах Ростехнадзора краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления.

Мостовой кран грузоподъемностью 10 тонн, переведенный на дистанционное управление (радиоуправление) в 2011 году, снимать с учета в органах Ростехнадзора не требуется, так как сохранена возможность управления из кабины.

В случае необходимости снятия вышеуказанного мостового крана с учета в органах Ростехнадзора, демонтаж кабины обязателен.

При переводе мостового крана грузоподъёмностью 20 тонн на дистанционное управление (радиоуправление), демонтаж кабины не требуется и снятие его с учета в органах Ростехнадзора не производится.

В соответствии с п. 58 ФНП монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) подъемных сооружений осуществляются по эксплуатационной документации на подъемное сооружение и документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления). При отсутствии документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) допускается производить монтаж и наладку систем по документации‚ разработанной специализированной организацией. В данной документации, в том числе, определяется возможность сохранения управления мостовым краном из кабины.

06.03.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу по вопросу уплаты государственной пошлины за проведение аттестации по промышленной безопасности?

Согласно подпункта 72 пункта 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) государственная пошлина является сбором взимаемым с юридических и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ‚ за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В соответствии с главой 25.3 НК РФ выдача документов (их дубликатов), в том числе аттестатов, свидетельств либо иных документов, подтверждающих уровень квалификации, приравнивается к юридически значимым действиям.

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 06 апреля 2012 года № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утверждены области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору.

Подпунктом 72 статьи 333.33 НК РФ установлены размеры государственной пошлины за действия, совершаемые уполномоченными органами при проведении аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.

За выдачу аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, взимается госпошлина в размере 1300 рублей. Оплата производится по безналичному расчету в Управление Федерального казначейства по Свердловской области при подготовке обращения на аттестацию.

25.02.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу сдачи в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии?

Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии, а также, согласно ч. 7 ст. 19, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.

В соответствии с п. 2.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом № 115 Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 (далее - Правила), эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом. В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации тепловых энергоустановок в организации создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией.

На основании п. 2.2.5 Правил эксплуатацию и внедрение автоматизированных систем и приборов контроля и, регулирования гидравлических и тепловых режимов, а также учет тепловой энергии и теплоносителя обеспечивает ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.

20.02.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу безопасной эксплуатации башенного крана по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белинского, 163 Б?

На основании пункта 131 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533 (далее - ФНП по ПС), перемещение грузов при выполнении строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается.

В соответствии с пунктом 160 «ж» ФНП по ПС, при определении опасных зон не предусматривается возникновения опасных зон от падения подъемных сооружений и его отдельных узлов.

На основании вышеизложенного следует, что нахождение противовеса или стрелы башенного крана без груза за ограждением строительной площадки не является нарушением требований промышленной безопасности.

19.02.2019 В Уральское управление поступило обращение по вопросу аттестации экспертов, проводящих экспертизу промышленной безопасности на опасных производственных объектах металлургической промышленности?

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 №870, газопроводы относятся к сооружениям, и представляют собой линейную строительную систему, предназначенную для выполнения транспортирования природного газа.

Одновременно, в соответствии с Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 №870, к техническим устройствам относятся - арматура трубопроводная, компенсаторы (линзовые, сильфонные), конденсатосборники, гидрозатворы, электроизолирующие соединения, регуляторы давления, и иные составные части сети газораспределения и сети газопотребления.

Таким образом, если объект экспертизы является составной частью сети газораспределения или сети газопотребления, и включает в себя и сооружения, и технические устройства, в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 09 сентября 2015 года № 355 «Об утверждении перечня областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности», для проведения экспертизы промышленной безопасности, надлежит формировать группу экспертов, имеющих область аттестации Э13/ТУ и Э1З/ЗС.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», металлургические печи относятся к техническим устройствам. Вместе с тем, отдельные металлургические агрегаты, такие как доменные печи являются одновременно и сооружениями. При проведении экспертизы промышленной безопасности металлургических печей, эксперты должны иметь область аттестации Э1З/ТУ, необходимость включения в группу эксперта, имеющего аттестацию Э13/ЗС определяется в результате анализа объекта экспертизы.

24.01.2019 В Уральское управление поступило обращение о необходимости получения разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки после проведения модернизации РУ-0‚4кВ, ранее в установленном порядке подключенной к электрическим сетям?

В соответствии с п 1.3.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. № 6, новые или реконструируемые электроустановки должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах.

Таким образом, в случае, если указанные электроустановки не являются новыми или реконструированными, и ранее в установленном порядке были приняты в эксплуатацию, разрешение органа госэнергонадзора на допуск их в эксплуатацию не требуется.

24.01.2019 В Уральское управление поступило обращение о разъяснениях по вопросу энергосбережения и повышения энергетической эффективности?

Данный вопрос регулируется Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ).

В соответствии с указанным Федеральным законом государственные учреждения обязаны в срок до 31 декабря 2012 года провести первое энергетическое обследование, по результатам которого составляется энергетический паспорт, разработать программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и назначить ответственного за энергосбережение.

Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 399-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон № 261-ФЗ. Внесенные изменения предусматривали, что организации совокупные затраты которых на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, не превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении (50 млн. руб.) вправе представить в течение последнего года до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования информацию об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.

В 2019 году в статью 15 Федерального закона № 261-ФЗ внесены изменения (вступ. в силу с 16.01.2019), которыми установлено, что энергетическое обследование проводится в добровольном порядке.

Согласно ст. 16 Федерального закона № 261-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019) государственные и муниципальные учреждения обязаны ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, декларации о потреблении энергетических ресурсов.

Таким образом, при условии своевременного выполнения положений Федерального закона № 261-ФЗ, государственным учреждениям достаточно иметь программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также ежегодно подавать декларацию о потреблении энергетических ресурсов.

22.01.2019 В Уральское управление поступило обращение с вопросом: допускается ли перенос оборудования в машинном помещении лифта?

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011 (далее — ТР ТС 011/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824, для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением 1.

Согласно пункту 2.1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 монтаж лифта осуществляется в соответствии с проектной документацией по установке лифта. При этом, пунктом 1.20 приложения № 1 к ТР ТС 011/2011 установлено, что размеры и расположение рабочих зон для обслуживания оборудования (свободная площадка рядом с оборудованием лифта, на которой располагается персонал, обслуживающий это оборудование - в соответствии с определением указанным в статье 2. ТР ТС 011/2011) должны быть достаточны для обеспечения безопасного выполнения работ.

Таким образом, перенос оборудования в машинном помещении лифта не допускается.