На сайте ведутся работы, возможны временные перебои. Приносим извинения за возможные неудобства. Руководителям организаций, эксплуатирующих ОПО, необходимо до 01 апреля 2018 года предоставить сведения об организации производственного контроля за 2017 год.

Вопрос-ответ


ВопросОтвет

25 сентября 2018 года

В Уральское управление поступило обращение о разъяснении периодичности проверки заземления электрических кранов, с определением его сопротивления, понятие заземления электрических кранов, целесообразность ежегодной проверки, что входит в проверку, а также периодичность измерения сопротивления заземления рельсовых путей ПС?

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Федеральными нормами и правилами «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533, зарегистрированные в Министерстве Юстиции Российской Федерации от 31.12.2013 за per. № 30992 (далее — ФНП по ПС), установлены требования к периодичности проверок заземления электрических кранов (подъемных сооружений) и измерения сопротивления заземления рельсовых путей подъемных сооружений (далее - ПС).

В соответствии с п.п.216, 217, 218 ФПН по ПС:

Периодическое комплексное обследование рельсовых путей проводится специализированными организациями и включает выполнение комплекса работ, в том числе подготовку результатов комплексного обследования: оформление инструментальных замеров, включая измерения сопротивления его заземления, и составление ведомости дефектов. Комплексное обследование рельсовых путей (наземных и надземных) должно проводиться не реже одного раза в три года, а также после подтоплений, наводнений, землетрясений, селей, произошедших на территории нахождения ПС.

В соответствии с п. 174 «г» ФНП по ПС: состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления проверяется при техническом освидетельствовании.

Согласно п. 169 ФНП по ПС: ПС в течение срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

а) частичному - не реже одного раза в 12 месяцев;

б) полному - не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых ПС (ПС для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также других ПС, используемых только при ремонте оборудования, для которых полное техническое освидетельствование проводят 1 раз в 5 лет).

Пунктом 170 ФНП по ПС установлены случаи, после которых проводится внеочередное полное техническое освидетельствование ПС, а также п.62 ФНП по ПС предусмотрено, что после монтажа и наладки ПС к акту о монтаже прилагаются протоколы замера сопротивления изоляции проводов и системы заземления.

В соответствии с п. 172 ФНП по ПС:

Результатом технического освидетельствования является следующее:

а) ПС и его установка на месте эксплуатации соответствуют требованиям эксплуатационной документации и настоящих ФНП;

б) ПС находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.

Согласно п. 194 ФНП по ПС: записью в паспорте действующего ПС, подвергнутого периодическому техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что ПС отвечает требованиям настоящих ФНП, находится в работоспособном состоянии и выдержало испытания.

В соответствии с п.255 ФНП по ПС:

Эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что:

д) на ПС выявлены технические неисправности, в том числе: неработоспособность заземления, гидро-, пневмо- или электрооборудования, указателей, ограничителей (ограничители рабочих параметров и ограничители рабочих движений), регистраторов, средств автоматической остановки, блокировок и защит (приведены в паспорте или руководстве по эксплуатации ПС).

Таким образом, проверка заземления электрических кранов (ПС) при периодических технических освидетельствованиях целесообразна и необходима для обеспечения безопасной эксплуатации подъемных сооружений.

Согласно п. 1.7.28. Правил устройства электроустановок: «Заземление - преднамеренное электрическое соединение какой-либо точки сети, электроустановки или оборудования с заземляющим устройством».

Заземление электроустановок, в том числе кранов, выполняется в соответствии с утвержденной проектной документацией, выполненной согласно требованиям Правил устройства электроустановок.

В соответствии с п. 3.6.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — ПТЭЭП), утвержденных приказом Минэнерго РФ № 6 от 13.01.2003г. (зарегистрированных в Минюсте РФ 22.01.2003, регистрационный № 4145) сроки испытаний и измерений параметров электрооборудования электроустановок при капитальном ремонте (далее - К), при текущем ремонте (далее - Т) и при межремонтных испытаниях и измерениях, т.е. при профилактических испытаниях, выполняемых для оценки состояния электрооборудования и не связанных с выводом электрооборудования в ремонт (далее - М), определяет руководитель Потребителя на основе приложения 3 настоящих Правил с учетом рекомендаций заводских инструкций, состояния электроустановок и местных условий. Указанная для отдельных видов электрооборудования периодичность испытаний в разделах 1 - 28 является рекомендуемой и может быть изменена решением технического руководителя Потребителя.

Согласно п. 3.6.3. ПТЭЭП для видов электрооборудования, не включенных в настоящие нормы, нормы и сроки испытаний и измерений параметров должен устанавливать технический руководитель Потребителя с учетом инструкций (рекомендаций) заводов-изготовителей.

В разделе 26 приложения 3 ПТЭЭП указаны требования к проверке заземляющих устройств, в том числе кранов. При этом установлено, что проверка наличия цепи заземления проводится не реже 1 раза в год.

При возникновении несогласованности требований правил применяются те требования, которые не ведут к снижению надежности и безопасности эксплуатации электроустановок.

04 сентября 2018 года

В Уральское управление поступило обращение с вопросом применения понятия «техническое перевооружение» при замене технического устройства на аналогичное?

Техническое перевооружение опасного производственного объекта относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.

В соответствии ст. 1 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение опасного производственного объекта предполагает проведение следующих видов работ:

- внедрение новой технологии, приводящей к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте;

- автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, приводящая к изменению технологического процесса;

- модернизация применяемых на опасном производственном объекте технических устройств, приводящая к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте;

- замена применяемых на опасном производственном объекте технических

устройств, приводящая к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте.

Следовательно, техническое перевооружение опасного производственного объекта должно отвечать одновременно двум критериям:

- проведение одного из перечисленных видов работ;

-изменение технологического процесса на опасном производственном объекте, вызванное проведением такой работы.

25 июля 2018 года

В Уральское управление поступило обращение по вопросу необходимости создания газоспасательной службы (далее ГСС) на металлургическом предприятии?

В соответствии со ст. 9, 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

- заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, либо создавать собственные;

- соблюдать положения федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Пункт 344 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.12.2013 № 656, установлено, что на предприятиях, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов создаются ГСС или заключаются договора с ГСС.

Также сообщаем, что согласно п. 1692 вышеуказанных федеральных норм и правил, требования безопасности в газовом хозяйстве металлургических предприятий и производств распространяются, в том числе на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие объекты газового хозяйства металлургических и коксохимических предприятий и производств, связанные с подготовкой, транспортировкой и потреблением природного газа.

Таким образом, необходимость создания собственной газоспасательной службы или заключение договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями носит обязательный характер.

27 июля 2018 года

В Уральское управление поступило обращение о сроках устранения аварии на электросетях в жилом секторе СНТ «Любитель» пос. Старокамышинск, базе отдыха «Курочкино» и детском областном центре восстановительной медицины и реабилитации «Берёзка» в г. Копейске Челябинской области?

Нормативные сроки перерыва электроснабжения электроприёмников зависят от их категории по надёжности электроснабжения. В соответствии с п. 1.2.19, п. 1.2.20 и п. 1.2.21 «Правил устройства электроустановок», утверждённых Минэнерго России № 204 от 08.07.2002, перерыв электроснабжения электроприёмников 1-ой категории может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания; перерыв электроснабжения электроприёмников II-ой категории может быть допущен на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады; перерыв электроснабжения электроприёмников III-ей категории, необходимый для ремонта или замены повреждённого элемента системы электроснабжения, не должен превышать 1-х суток. Категория по надёжности электроснабжения указана в «Актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон», являющихся непременным приложением к «Договорам на электроснабжение», заключаемыми Потребителем с гарантирующим поставщиком электроэнергии.

Согласно ст. 29.1. Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и на основании «Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07. 2004 № 401, в компетенцию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, не входят вопросы качества электроэнергии, а также урегулирование договорных отношений в сфере электроснабжения.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 38 указанного Федерального закона, за надежность обеспечения потребителей электрической энергией и её качество отвечают субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии Потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности).

В соответствии с п. 7 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии, при этом требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации; функции гарантирующего поставщика на территории Челябинской области на настоящий момент выполняет филиал ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго».

Все вопросы, возникающие при исполнении договора на электроснабжение, связанные с качеством электроэнергии, перерывами в электроснабжении, необходимо решать с соответствующим субъектом электроэнергетики, в том числе с гарантирующим поставщиком в соответствии с Законодательством Российской Федерации и в судебном порядке в соответствии с порядком рассмотрения споров, оговоренном договором на электроснабжение.

16 июля 2018 года

В Уральское управление поступило обращение с вопросом: каким документом разрешается проводить газопровод высокого давления 0,6 Мпа по улице действующего сада?

В соответствии с п.п. 14,19,20 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870) сети газораспределения и газопотребления должны обеспечивать безопасность и энергетическую эффективность транспортирования природного газа с параметрами по давлению и расходу, определенными проектной документацией и условиями эксплуатации.

Проектная документация на сети газораспределения и газопотребления должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, проектирование должно осуществляться с учетом оценки рисков аварий, пожарного риска, связанных с ними чрезвычайных ситуаций и иных неблагоприятных воздействий на людей, имущество физических и юридических лиц и окружающую среду при эксплуатации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.

Основным документом при проектировании сетей газораспределения и газопотребления является CII 62.13330.2011 «Газораспределительные системы». Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Настоящий свод правил распространяется

на проектирование новых, реконструируемых и подлежащих капитальному ремонту сетей газораспределения, газопотребления и объектов сжиженных углеводородных газов (СУГ), предназначенных для обеспечения потребителей природным газом давлением до 1,2 МПа включительно и сжиженными углеводородными газами давлением до 1,6 МПа включительно.

В данном своде правил указаны рекомендации по размещению наружных, подземных и надземных газопроводов.

12 июля 2018 года

В Уральское управление поступило обращение по вопросу безопасности эксплуатации лифтового оборудования, а именно наличия шума и вибрации при работе лифтов?

Требования к лифтам в том числе требования в период эксплуатации регламентируются Техническим регламентом Таможенного союза "Безопасность лифтов" ТР ТС 011/2011 (Далее - ТР ТС 011/2011).

На основании статьи 5 ТР ТС 011/2011 «Обеспечение соответствия требованиям безопасности» соответствие лифтов и устройств безопасности лифтов настоящему Техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, либо выполнением требований взаимосвязанных с настоящим Техническим регламентом Таможенного союза стандартов, а именно согласно п. 4.3 б) ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке», шум и вибрация не рассматриваются в качестве опасных факторов работы лифта.

Также статья 6 ТР ТС 011/2011 «Подтверждение соответствия лифта, устройств безопасности лифта» определяет проведение оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы, которая осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза. Результат оценки соответствия лифта оформляется актом и указывается в паспорте лифта.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2004 № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации» собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая лифты. В соответствии с пунктом 41 раздела IV «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества (в том числе лифтов) в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действия работников обслуживающей организации, а также результаты работы указанной организации не устраивают жильцов дома (собственников жилья), собственники в праве решением собрания воздействовать на управляющую компанию (эксплуатирующую лифты организацию) по заключению договора на техническое обслуживание лифтов с другой обслуживающей организацией или заключить договор с другой управляющей компанией.

06 июля 2018 года

В Уральское управление поступило обращение с вопросом, касающимся производства взрывных работ Акционерного общества «Южуралзолото Группа Компаний» (далее АО «ЮГК»)?

Деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется АО «ЮГК» на основании лицензии № ХВ-56-002291 от 27 июля 2007 года, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Проведение взрывных работ по рыхлению горных пород методом скважинных, шпуровых и накладных зарядов производится на основании Разрешения № ВР-56-0127, выданного Уральским управлением Ростехнадзора.

Опасный производственный объект: карьер «Светлинский» зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» за номером А56-70996-0015 от 30.07.2007.

Горные работы ведутся в соответствии с проектной документацией на разработку

Светлинского месторождения рудного золота, разработанной ООО НПР «Росгео» в 2012 году и согласованной с территориальной комиссией Челябинскнедра.

С целью снижения воздействия неблагоприятных факторов при ведении взрывных работ на жилые помещения жителей поселка Светлый проводятся следующие мероприятия:

1. Оповещение жителей поселка Светлый через письменное объявление о дате и времени проведения взрывных работ.

2. Взрывные работы проводятся в будние дни с 16 до 17 часов.

3. Для защиты зданий от сейсмического воздействия при взрывных работах, на каждую скважину устанавливается соответствующее замедление, согласно Типового проекта производства буровзрывных работ, разработанного на основании требований пункта 165 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности при взрывных работах».

4. Взрывные работы на верхних уступах карьера «Светлинский» (горизонты 310 м и 320 м) вблизи поселка Светлый ведутся с применением укрытия-локализатора, позволяющего предотвратить разлет кусков горной массы за границы опасной зоны в момент проведения взрывных работ.

На основании санитарно - эпидемиологического заключения №75.50.02.000.т.000109.03.14 от 11.03.2014 «Проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны АО «ЮГК» карьер Светлинского месторождения, расположенного в 25 км от г. Пласт, вблизи п. Светлый» границы санитарно-защитной зоны установлены на расстоянии 100 метров от границы земельного участка объекта.

На основании письма от 25.06.2018 АО «ЮГК» получена следующая информация.

В период с 2013 по 2017 гг. были переселены из п. Светлый Пластовского района жители из 142 жилых помещений, сумма затрат составила - 170574,752 т.р., в том числе 4 дома за счет средств АО «ЮГК» на сумму 6057,15 тыс.р. В период 2018-2020 гг. запланировано переселение 38 жилых помещений, сумма затрат 59171,584 тыс.р. После расселения жителей поселка Светлый аварийное жилье сносится, производится очистка и планировка данной территории. В поселке по просьбе местной администрации постоянно производится обслуживание и содержание основной дороги силами АО «ЮГК».

05 июля 2018 года

В Уральское управление поступило обращение о разъяснении нормативно-правовых документов, которыми необходимо руководствоваться при проведении экспертизы промышленной безопасности тепловых сетей?

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

- до начала применения на опасном производственном объекте;

- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

При определении необходимости проведения каких-либо работ в отношении оборудования, работающего под избыточным давлением, которому проводится экспертиза промышленной безопасности необходимо руководствоваться разделом VI федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее – ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 (зарегистрирован в Минюсте России 19.05.2014, рег. № 32326).

Согласно пункту 417 ФНП ОРПД по результатам технического диагностирования и определения остаточного ресурса (срока службы) оборудования, выполненных в рамках экспертизы промышленной безопасности, оформляется заключение экспертизы промышленной безопасности, содержащее выводы о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности и возможности продления срока безопасной эксплуатации, устанавливающие:

- срок безопасной эксплуатации оборудования до очередного технического диагностирования или утилизации;

- условия дальнейшей безопасной эксплуатации оборудования, в том числе разрешенные параметры и режимы работы, а также объем, методы, периодичность проведения технического освидетельствования и поэлементного технического диагностирования в случае, указанном в пункте 416 ФНП ОРПД, в период эксплуатации оборудования в пределах установленного по результатам экспертизы промышленной безопасности срока безопасной эксплуатации оборудования.

Объём работ по ЭПБ и причины её проведения определяются владельцем оборудования (заказчиком экспертизы) и указываются в разделе «цели экспертизы» заключения ЭПБ. При этом экспертная компания самостоятельно определяет программу и перечень работ, необходимых для определения возможности дальнейшей безопасной эксплуатации оборудования.

05 июля 2018 года

В Уральское управление поступило обращение о разъяснении причин отключения газа в многоэтажках жилого комплекса «Западный»?

Согласно Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 401, Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с промышленной безопасностью, соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).
В соответствии с пунктом 4 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870, требования технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.
Согласно пунктов 4.1, 4.2 Методических рекомендаций по контролю за техническим обслуживанием и состоянием внутридомового газового оборудования, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.12.2009 № 1001 (во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»):
- Ростехнадзор и его территориальные органы оказывают организациям методологическую помощь по контролю и надзору за состоянием внутридомового газового оборудования;
- Ростехнадзор и его территориальные органы рассматривают обращения физических и юридических лиц, касающиеся эксплуатации внутридомового газового оборудования, и дают необходимые разъяснения.
Какие-либо письма или предписания о необходимости приостановления деятельности, связанной с поставкой или транспортировкой газа, Уральским управлением Ростехнадзора официально в адрес УК «Квартал», ЖК «Западный»,
ЖСК «Западный» по ул. Очеретина в г. Екатеринбурге не направлялись.
Представители вышеуказанных компаний не верно трактуют постановление Правительства Российской Федерации от 09 июня 2017 года № 689. Данный нормативный правовой акт не предусматривает какие-либо отключения объектов жилого фонда от сети газопотребления в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018.
За разъяснениями о применении требований вышеуказанного постановления Правительства РФ ЖСК «Западный» в адрес Уральского управления Ростехнадзора не обращалась.
Требуется ли при получении разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки предъявлять акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон, предусмотренного Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 №212?

В связи с внесением изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила), требования об оформлении акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон утратили силу.

Следует отметить, что установление границ балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и эксплуатационной ответственности сторон предусмотрено в форме акта об осуществлении технологического присоединения (приложение №1 к Правилам), который оформляется после выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок.

Таким образом, для получения разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок не требуется предоставление акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно пункту 88 Правил выполнение заявителем технических условий подтверждается актом о выполнении технических условий. В этой связи, для принятия решения о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, у заявителя может быть запрошен акт о выполнении технических условий.

29.06.2018 В Уральское управление поступило обращение с вопросом: о нормативно-правовых документах, которыми необходимо руководствоваться при проведении экспертизы промышленной безопасности тепловых сетей.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

- до начала применения на опасном производственном объекте;

- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

При определении необходимости проведения каких-либо работ в отношении оборудования, работающего под избыточным давлением, которому проводится экспертиза промышленной безопасности необходимо руководствоваться разделом VI федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее – ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 (зарегистрирован в Минюсте России 19.05.2014, рег. № 32326).

Согласно пункту 417 ФНП ОРПД по результатам технического диагностирования и определения остаточного ресурса (срока службы) оборудования, выполненных в рамках экспертизы промышленной безопасности оформляется заключение экспертизы промышленной безопасности, содержащее выводы о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности и возможности продления срока безопасной эксплуатации, устанавливающие:

- срок безопасной эксплуатации оборудования до очередного технического диагностирования или утилизации;

- условия дальнейшей безопасной эксплуатации оборудования, в том числе разрешенные параметры и режимы работы, а также объем, методы, периодичность проведения технического освидетельствования и поэлементного технического диагностирования в случае, указанном в пункте 416 ФНП ОРПД, в период эксплуатации оборудования в пределах установленного по результатам экспертизы промышленной безопасности срока безопасной эксплуатации оборудования.

Объём работ по ЭПБ и причины её проведения определяются владельцем оборудования (заказчиком экспертизы) и указываются в разделе «цели экспертизы» заключения ЭПБ. При этом экспертная компания самостоятельно определяет программу и перечень работ, необходимых для определения возможности дальнейшей безопасной эксплуатации оборудования.
21.05.2018 В Уральское управление поступил вопрос о подписании актов скрытых работ с учётом изменения законодательства.

В соответствии со статьёй 55_5-1 Градостроительного кодекса:

1. Специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

2. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ соответственно по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации.

3. К должностным обязанностям специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования относятся соответственно:

1) подготовка и утверждение заданий на выполнение работ по инженерным изысканиям, заданий на подготовку проектной документации объекта капитального строительства;

2) определение критериев отбора участников работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации и отбору исполнителей таких работ, а также по координации деятельности исполнителей таких работ;

3) представление, согласование и приемка результатов работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации;

4) утверждение результатов инженерных изысканий, проектной документации.

4. Специалисты по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

5. К должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся:

1) организация входного контроля проектной документации объектов капитального строительства;

2) оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

3) приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов;

4) подписание следующих документов:

а) акта приемки объекта капитального строительства;

б) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;

в) документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

г) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

6. Сведения о физическом лице, указанном в части 1 настоящей статьи, включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства (далее также - национальные реестры специалистов) на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям:

1) наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;

2) наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года;

3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет;

4) повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет;

5) наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).

7. Порядок включения сведений о физическом лице в национальные реестры специалистов и их исключение из таких реестров, а также перечень направлений подготовки в области строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре» при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

В соответствии с п. 6 ст. 19.5. КоАП РФ, в случае невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, за период освидетельствования актов скрытых работ и прочей исполнительной документации должностными лицами, не состоящими в национальном реестре специалистов в области строительства необходимо провести анализ исполнительной документации и провести мероприятия по подтверждению соответствия работ и их результатов, рабочей документации и проектной документации, применительно к выполненным работам, с привлечением специализированной, лицензированной и аккредитованной организации (лаборатории), имеющую допуск СРО и опыт подобных исследований.
27.04.2018 В Уральское управление поступило обращение с вопросом разъяснения нормативных требований в сфере электроэнергетики.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - ПТЭЭП), утвержденными приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 года № 6, электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы Потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющих группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому. Проверка знаний работников подразделяется на первичную и периодическую (очередную и внеочередную). Первичная проверка знаний проводится у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием электроустановок, или при перерыве в проверке знаний более 3-х лет (п.1.4.19. ПТЭЭП). При назначении или переводе на другую работу проводится внеочередная проверка знаний независимо от срока проведения предыдущей проверки (п.1.4.23. ПТЭЭП).

Согласно пункта 2.5 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (далее - Правила), утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2013 года № 328н, результаты проверки знаний по охране труда в организациях электроэнергетики оформляются протоколом проверки знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением № 4 к Правилам, и учитываются в журнале учета проверки знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением № 5 к Правилам.

Результаты проверки знаний по охране труда для организаций, приобретающих электрическую энергию для собственных бытовых и производственных нужд, фиксируются в журнале учета проверки знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением № 6 к Правилам.

Таким образом, если Ваша организация является потребителем электрической энергии, то результаты проверки знаний следует оформлять в журнале согласно приложения 6 Правил.

В случае если Ваша организация не является потребителем электрической энергии и осуществляет работы исключительно на предприятиях электроэнергетики в условиях действующих электроэнергетических объектов, персоналу в своей работе целесообразнее руководствоваться требованиями Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, а также Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000 № 49.

В этом случае результаты проверки знаний оформляются протоколом проверки знаний, форма которого предусмотрена приложением № 4 к Правилам, и учитываются в журнале учета, форма которого предусмотрена приложением № 5 к Правилам.

Обращаем внимание, что согласно пункта 1.2. Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, данные Правила являются руководящим документом для персонала предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих проектирование, эксплуатацию, ремонт, наладку, испытание, организацию и контроль работы оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав электроэнергетического производства, а также выполняющих другие виды работ в условиях действующего электроэнергетического объекта. Применение указанных правил в организации должно определяться приказом или распоряжением.
20.04.2018 В адрес Уральского управления Ростехнадзора поступило обращение по вопросу законности проведения взрывных работ в карьере Шарташского месторождения гранитов и работы дробильной установки в микрорайоне Комсомольский (ЖБИ) г. Екатеринбурга.

В соответствии с информацией из комплексной системы информатизации Ростехнадзора в микрорайоне Комсомольский (ЖБИ) г. Екатеринбурга расположен карьер Шарташского месторождения гранитов, северную часть которого эксплуатирует ООО «Сибирский гранитный карьер» (объект находится в 0,1 км к югу от озера Шарташ на территории муниципального образования г. Екатеринбург). Южную часть карьера эксплуатирует ООО «Дробильносортировочное предприятие» (объект находится в 0,4 км к югу от озера Шарташ на территории муниципального образования г. Екатеринбург).

В ходе изучения материалов контрольно-наблюдательных дел ООО «Сибирский гранитный карьер» и ООО «Дробильно-сортировочное предприятие» установлено, что горные и взрывные работы на карьерах в 2018 году ведутся в соответствии с проектами и согласованными планами развития горных работ на 2018 год.

При рассмотрении планов развития горных работ на 2018 год были рассмотрены вопросы промышленной безопасности при ведении горных, взрывных работ на карьерах ООО «Сибирский гранитный карьер» и ООО «Дробильно-сортировочное предприятие».

Разработка карьера щебеночного ООО «Сибирский гранитный карьер» ведется в соответствии с «Проектом на доработку и рекультивацию южной части Северного участка Шарташского месторождения» от 2005 г. Режим работы карьера предусмотрен круглосуточный. Разработка карьера ООО «Дробильно-сортировочное предприятие» ведется в соответствии с Дополнением к «Корректировке проекта поддержания мощности Шарташского и Сибирского карьеров» в связи с вскрытием горизонта +174м от 2004 г. и предусмотрен в пятидневном круглосуточном режиме.

По информации, поступившей в Уральское управление Ростехнадзора, взрывные работы на карьере щебеночном ООО «Сибирский гранитный карьер» в 2018 году не проводились. На ООО «ДСП» в 2018 году проведено 6 массовых взрывов, из которых 4 взрыва проведено с уменьшенным количеством взрывчатых материалов в среднем до 5 тонн.

В рамках оказания государственной услуги по выдаче разрешения на ведение взрывных работ на карьере ООО «Дробильно-сортировочное предприятие» работниками межрегионального отдела горного надзора Уральского управления Ростехнадзора были учтены отчеты по исследованию сейсмического воздействия массовых взрывов на Шарташском карьере на инженерные строения, и замеры определения сейсмической безопасности воздействия ударной воздушной волны на жилые здания и сооружения (2002 г., 2008 г.) и установлено следующее:

- Массовые взрывы в карьере ведутся в соответствии с Типовым проектом производства буровзрывных работ на карьере ООО «Дробильно-сортировочное предприятие» Северный участок Шарташского месторождения».

- В соответствии с расчетом, расстояние, опасное для людей по разлету отдельных кусков породы при взрывании скважинных зарядов, составляет около 500 метров. Сейсмически безопасное расстояние 86 метров, радиус опасной зоны по действию ударной воздушной волны на остекление при взрыве серии скважинных зарядов 135 метров. Жилищный комплекс «Рассветный» находится от места производства взрывных работ более чем 1,1 км.

С учетом всех допустимых расстояний, рассчитанных по различным факторам, радиус опасной зоны составляет около 500 метров. В границы опасной зоны при ведении взрывных работ на карьере жилые и производственные здания

не попадают.
03.04.2018 В Уральское управление поступило обращение о порядке согласования Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (сеть газопотребления) с руководителями профессиональных аварийно-спасательных формирований.

В соответствии с пунктом 9 ФНП «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. Приказом Федеральной службы от 15 ноября 2013 года № 542, организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления.

Организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект «сеть газопотребления» должен быть заключен договор об оказании услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию с АДС газораспределительной организации. При наличии у АДС газораспределительной организации свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, заключения дополнительного договора с профессиональными аварийно-спасательными формированиями не требуется.
28.03.2018 В Уральское управление поступило обращение по вопросу установки топливозаправочного пункта на предприятии, включенном в реестр опасных производственных объектов?

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Опасный производственный объект группа резервуаров и сливоналивных устройств идентифицируются по признаку хранения и транспортирования горючих жидкостей в количестве от 1000 тонн и более, использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа.

Согласно статье 8 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в процессе строительства опасного производственного объекта отклонения от проектной документации не допускаются.

В пункте 2.2. Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01) указано, что место расположения АЗС определяется в порядке, установленном действующим законодательством.

На основании пункта 2.3. РД 153-39.2-080-01 эксплуатируемые АЗС должны соответствовать проектам. Проекты реконструируемых и вновь строящихся АЗС должны соответствовать настоящим Правилам и действующей нормативной технической документации.

С учетом вышеизложенного, строительство топливозаправочного пункта должно осуществляется на основании проектной документации.

12.03.2018 В Уральское управление поступило обращение о порядке прохождения проверки знаний на IV или V группу по электробезопасности?

Для прохождения проверки знаний Правил работы в электроустановках в комиссии Уральского управления Ростехнадзора Вам необходимо направить обращение с приложением копии приказа о назначении на должность и копии протокола предыдущей проверки знаний (удостоверения о проверке знаний), заверенных надлежащим образом.

В соответствии с п. 1.2.7. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6, назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности: V – в электроустановках напряжением выше 1000 В; IV - в электроустановках напряжением до 1000 В.

Условия присвоения групп по электробезопасности определены приложением 1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда РФ от 24.07.2013 № 328н, присвоение следующей группы по электробезопасности зависит от стажа работы в электроустановках и образования работника.

02.02.2018 В Уральское управление поступило обращение о некоторых вопросах по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям электросетевой организации?

В соответствии с приказом Министерства энергетики России от 08.07.02 № 204 требования Правил устройства электроустановок обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

При выполнении мероприятий по технологическому присоединению, определенных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, следует учитывать особенности технологического присоединения электроустановок физических лиц, использующих электроэнергию для бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. (См. решение Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа №062/2012-46405 (1) по делу №А56-50110/2011, в отношении ОАО «Ленэнерго»).

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании (далее по тексту – Закон о техническом регулировании) регулирует отношения, возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Согласно статьи 5.1. Закона о техническом регулировании, особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, при обследовании энергопринимающих устройств на соответствие правилам и нормам в рамках технологического присоединения, следует учитывать, в том числе, требования указанных федеральных законов, действующих технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Споры, которые могут возникнуть при исполнении, изменении и расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, стороны разрешают в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При выполнении монтажа системы электроснабжения энергопотребляющих устройств заявителя следует учитывать следующее.

Применительно к вопросу о монтаже сетевой организацией провода СИП до вводного устройства дома заявителя сообщаем, что согласно п. 16 Правил технологического присоединения договор о технологическом присоединении должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.

В соответствии с п. 16.3. Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил технологического присоединения, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

При этом, согласно п. 16.1. Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Уральское управление Ростехнадзора обращает внимание, что согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением Правил технологического присоединения определена Федеральная антимонопольная служба.

22.01.2018 В Уральское управление поступило обращение о форме письма для согласования ответственного за электрохозяйство по совместительству?

В соответствии с пунктом 1.4.29. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 года № 6 (далее - Правила), допускается не проводить по согласованию с органами госэнергонадзора проверку знаний у специалиста, принятого на работу по совместительству в целях возложения на него обязанностей ответственного за электрохозяйство, при одновременном выполнении следующих условий:

- если с момента проверки знаний в комиссии госэнергонадзора в качестве административно-технического персонала по основной работе прошло не более 6-ти месяцев;

- энергоемкость электроустановок, их сложность в организации по совместительству не выше чем по месту основной работы;

- в организации по совместительству отсутствуют электроустановки напряжением выше 1000 В.

Таким образом, для согласования работы по совместительству в целях возложения на Вас обязанностей ответственного за электрохозяйство, необходимо направить в Уральское управление Ростехнадзора обращение от руководителя организации, в которой Вы будете работать по совместительству и заявление на работу по совместительству. Образцы обращения и заявления Вы можете посмотреть на официальном сайте Уральского управления Ростехнадзора.

Обращаем Ваше внимание, что указанное требование Правил распространяется на работников организаций, исполняющих обязанности ответственных за электрохозяйство, на работников рабочих профессий оно не распространяется.

18.01.2018 В Уральское управление поступило обращение с вопросом: какой класс опасности рабочей среды следует указывать в паспорте сосуда работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа для рабочих сред азот, кислород, аргон (в жидком и газообразном состоянии)? Требуется ли в обязательном порядке указывать класс опасности рабочей среды в паспорте сосуда работающего под избыточным давлением более 0,07 Мпа?

Единые обязательные для применения и исполнения требования безопасности к оборудованию, работающему под избыточным давлением, при разработке (проектировании), производстве (изготовлении) такого оборудования, а также требования к маркировке оборудования в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, установлены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41 и вступившим в силу 01.02.2014.

Основным документом для идентификации оборудования согласно пункту 17 ТР ТС 032/2013 является оформляемый изготовителем паспорт, требования к содержанию которого установлены пунктами 19-23 ТР ТС 032/2013.

Паспорт сосуда включает в себя следующую информацию:

а) общие сведения:

наименование и адрес изготовителя;

дата изготовления (производства);

заводской номер;

расчетный срок службы;

б) сведения о технических характеристиках и параметрах:

рабочее, расчетное, пробное давление, МПа (кгс/см2);

рабочая температура рабочей среды, °C;

расчетная температура стенки, °C;

минимально допустимая отрицательная температура стенки, °C;

наименование рабочей среды;

группа рабочей среды;

прибавка для компенсации коррозии (эрозии), мм;

вместимость, м3;

масса пустого сосуда, кг;

максимальная масса заливаемой среды, кг;

в) сведения об основных частях (в том числе количество, размеры, материал, сварка (пайка));

г) сведения о штуцерах, фланцах, крышках, крепежных изделиях (в том числе количество, размеры, материал);

д) сведения о предохранительных устройствах, основной арматуре, контрольно-измерительных приборах, приборах безопасности (в том числе количество, номинальный диаметр, расчетное давление, материал корпуса, место установки);

е) рисунки, схемы, чертежи сосуда и другие документы (сводный лист заводских изменений, комплектовочная ведомость, спецификация с указанием основных размеров сборочных единиц и т.п.);

ж) иные сведения, обеспечивающие безопасность эксплуатации сосуда.

Таким образом, обязательность указания в паспорте сосуда класса опасности для рабочих сред ТР ТС 032/2013 не установлена.

11.01.2018 В Уральское управление поступило обращение о порядке обучения электротехнологического персонала по электробезопасности на II группу?

В соответствии с пунктом 1.4.3. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 года № 6 (далее - Правила), электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы Потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому, в техническом отношении он подчиняется энергослужбе Потребителя.

В соответствии с пунктом 1.4.8. Правил электротехнологический персонал до назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу (должность), связанную с эксплуатацией электротехнологических установок, а также при перерыве в работе в качестве электротехнологического персонала свыше 1 года обязан пройти стажировку (производственное обучение) на рабочем месте.

Для обучения работнику должен быть предоставлен срок, достаточный для ознакомления с оборудованием, аппаратурой электротехнологической установки и одновременного изучения в необходимом для данной должности (профессии) объеме:

- правил безопасности, правил и приемов оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве, правил применения и испытания средств защиты;

- должностных и производственных инструкций;

- инструкций по охране труда;

- других правил, нормативных и эксплуатационных документов, действующих у данного Потребителя.

В соответствии с пунктом 1.4.9. Правил программы подготовки электротехнологического персонала, с указанием необходимых разделов правил и инструкций, составляются руководителями, в непосредственном подчинении которых находится электротехнологический персонал и могут утверждаться ответственным за электрохозяйство Потребителя.

Программа подготовки электротехнологического персонала должна предусматривать стажировку и проверку знаний.

В соответствии с пунктом 1.4.37. Правил для каждой должности (профессии) руководителем Потребителя или структурного подразделения должен быть определен объем проверки знаний правил с учетом должностных обязанностей и характера производственной деятельности работника по соответствующей должности (профессии), а также требований тех нормативных документов, обеспечение и соблюдение которых входит в его служебные обязанности.

При проверке знаний электротехнологического персонала организации необходимо учитывать условие, указанное в приложении 1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 № 328н - работники с основным общим или со средним полным образованием перед присвоением II группы по электробезопасности должны пройти обучение в образовательных организациях в объеме не менее 72 часов.