Анализ нового "Порядка проведения технического расследования причин аварий..." (журнал "ТехНАДЗОР", январь 2012 года)

КОМУ СООБЩАТЬ ОБ ИНЦИДЕНТЕ?



Виктор КОСТРОМИТИН,

заместитель начальника Челябинского отдела по горно-металлургическому надзору Уральского управления Ростехнадзора

Василий ЖИДКОВ,

первый заместитель генерального директора ОАО «НИИБТМЕТ», к.т.н.

(Челябинск)

Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 года № 480 утвержден Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов (ВМ) промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Документ вступает в силу 10 февраля 2012 года.

Порядок определяет процедуру проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах, эксплуатируемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Российской Федерации, в том числе процедуру оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.

Государственная регистрация Порядка в Минюсте РФ 8 декабря 2011 года (рег. № 22520) была весьма актуальна, так как с отменой ранее действующего документа приказом Минприроды РФ от 13 октября 2011 года № 833 с 29 ноября 2011 года образовался правовой вакуум при расследовании аварий на опасных производственных объектах (ОПО). Новый Порядок, несомненно, содержит целый ряд положений, более строго регламентирующих процедуры при расследовании, учете и анализе аварий на ОПО. Однако документ содержит ряд положений, имеющих спорный и неоднозначный характер.



Прежде всего, вызывают вопросы положения, касающиеся расследования и учета инцидентов. С одной стороны, эти процедуры должны осуществляться в соответствии с локальными нормативными актами организаций, эксплуатирующих ОПО, согласованными с органами Ростехнадзора. Это закреплено в Правилах организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года № 263), в РД 04-355-00, а также в п. 32 Порядка.

Однако в п. 6 Порядка предусмотрена передача оперативного сообщения об инциденте в территориальный орган и Центральный аппарат Ростехнадзора. Для чего? Предположим, для того, чтобы в Службу стекалась оперативная информация о происшествии, для ее учета и анализа. Но согласно п. 35 Порядка учет инцидентов и анализ их причин ведется на поднадзорном объекте самостоятельно, а территориальный орган должен только периодически контролировать эту работу.

Это положение Порядка не согласуется с требованием ст. 9 закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности и его территориальные органы только об аварии на ОПО. Учитывая потенциальное количество такой информации, исходя из определения инцидента согласно закону № 116-ФЗ, можно представить объем дополнительного документооборота. Кроме того, положения п. 6 и п. 35 Порядка не согласуются друг с другом, а в п. 14 «инцидент» явно указан ошибочно.



В п. 6 Порядка не указан срок, в течение которого руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, передает информацию в органы, указанные в подпункте 1, а уже при утрате ВМ этот срок установлен – 24 часа. Получается, что руководитель территориального органа Ростехнадзора еще через 24 часа сообщает в Центральный аппарат Службы.

После получения сообщения от организации, на объекте которого произошла авария, руководитель территориального органа проверяет достоверность информации (п. 8 Порядка). Что это? Выезд на место происшествия или устные переговоры с руководителем организации? Или это внеплановая проверка в соответствии с п. 7 ст. 16 закона № 116-ФЗ, с оформлением распоряжения о проверке и извещением органа прокуратуры (одно из указанных в этой норме оснований проведения проверки – возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера). Проверка по закону от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» – это совокупность мероприятий по контролю для оценки соответствия. Допустим, что положения закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин аварий, но расследование начинается с момента создания комиссии, а это выходит за рамки проверки достоверности информации. Данный пункт требуется сформулировать однозначно, так как от наличия и объема информации зависит принятие решения перед началом расследования.



Согласно п. 31 Порядка «обобщенная информация о результатах контроля за выполнением мероприятий по предупреждению аварий, повреждений ГТС» предоставляется в Центральный аппарат Ростехнадзора. А ст. 9 закона № 116-ФЗ указывает на то, что этот контроль возможен при внеплановой выездной или документарной проверке в том случае, если по завершении расследования выдано предписание об устранении нарушений, так как исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки установлен п. 7 ст. 16 закона № 116-ФЗ. Документарная проверка не всегда объективно отражает информацию. Возможен контроль, если выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, но это уже требования КоАП РФ.

В п. 18 Порядка предусмотрена возможность привлечения экспертных организаций и специалистов в области ПБ комиссией по техническому расследованию для уточнения причин аварии. А второй абзац этого пункта устанавливает, что по решению председателя комиссии по техническому расследованию для проведения экспертизы причин и характера повреждений образуются экспертные группы. Непонятно: это одни и те же лица, либо речь идет о различных формах экспертизы?



Вопросы, касающиеся материалов расследования, изложены в Порядке достаточно полно. Организация, на объекте которой произошла авария, повреждение ГТС, в течение 3 рабочих дней после окончания расследования рассылает по одному экземпляру материалов технического расследования:

· в Центральный аппарат или территориальный орган Службы, проводивший расследование;

· в соответствующие органы (организации), представители которых принимали участие в работе комиссии по техническому расследованию;

· в другие органы (организации), определенные председателем комиссии (п. 26 Порядка).

При проведении технического расследования территориальным органом Службы материалы технического расследования в двухнедельный срок направляются данным территориальным органом в Центральный аппарат Ростехнадзора. В то же время

количество экземпляров акта расследования и перечень органов, куда они направляются, сформулированы не четко.

В п. 24 Порядка подробно изложен перечень материалов технического расследования, а вот содержание акта технического расследования не определено.

Одновременно с материалами технического расследования территориальный орган Службы направляет по электронной почте в Центральный аппарат Ростехнадзора (в управление по соответствующему виду надзора) копию сопроводительного письма и электронную версию акта технического расследования в текстовом формате. Порядок предусматривает частичный переход на электронный документооборот, в связи с чем комиссии по расследованию необходимо иметь документы в электронном виде. С учетом требований закона № 116-ФЗ и Порядка председатель комиссии по расследованию аварии определяет необходимость направления материалов расследования в органы прокуратуры – для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в случае, если при аварии не пострадали люди и не проводилось расследование несчастных случаев.



***

В целом содержание нового Порядка, несомненно, позволит улучшить работу по выявлению причин аварийных ситуаций и их предупреждению.