Обсуждение нарушений ГК «Ренова» (журнал «ТехНАДЗОР», март-апрель 2012 года)

В Екатеринбурге 1 марта 2012 года руководители и специалисты Уральского управления Ростехнадзора встретились с представителями поднадзорных предприятий, входящих в «ГК «Ренова», чтобы обсудить типичные нарушения требований промышленной безопасности, допускаемые эксплуатирующими организациями.



ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ


Анатолий СОЛОВЬЕВ,

и.о. руководителя Уральского управления Ростехнадзора:

– Вопросам безопасности промышленных производств в последнее время уделяется все более пристальное внимание, и выполнение предприятиями требований ПБ все жестче контролируется государством. Однако нарушений по-прежнему много, и зачастую аварии и несчастные случаи происходят из-за элементарной безалаберности.

Приведу совсем свежий пример. 27 февраля 2012 года без разрешения начали работы на водопроводе по улице Шефской в Екатеринбурге. Гидромолотом очень «удачно» попали в газопровод 12 атмосфер диаметром 600 мм. В результате инцидента произошла остановка газоснабжения нескольких предприятий, в частности Свердловской ТЭЦ. К счастью, ничего не взорвалось, хотя очевидно, что при малейшей искре детонация могла оказаться такой, что последствия были бы самыми трагическими. А началось все с элементарного нарушения требований безопасности. И таких нарушений – по причине безответственности, спешки, экономии – допускается очень много: и в строительстве, и в энергетике, при взрывных работах и так далее.

Не проводятся экспертизы зданий, не проводятся осмотры, а те, что проводятся, – делаются формально. Если и проведут экспертизу или осмотр как следует, то не выполняют мероприятия по устранению выявленных недостатков. К чему это приводит? К обрушениям, к гибели людей, остановкам производства, остановкам энергоснабжения.

В этой связи позиция Ростехнадзора на сегодняшний день такая. Выходя на проверку, инспектора очень основательно исследуют, как соблюдаются на предприятии требования промышленной безопасности. В случае обнаружения нарушений виновные привлекаются к административной ответственности. Если выявляются предпосылки к возникновению аварий или несчастных случаев, мы приостанавливаем эксплуатацию объекта в соответствии с действующим законодательством. Далее дается определенный срок на устранение выявленных нарушений. Причем сроки мы берем не «с потолка», а исходя из реальной возможности провести необходимые мероприятия, с учетом соблюдения всех мер безопасности при производстве работ. А если уж наши предписания не исполняются в отведенное для этого время, тогда наказываем очень строго по ст. 9.5 КоАП РФ. Перенос назначенных сроков возможен в обоснованных случаях, но при одном условии – наложение административного взыскания на юридическое лицо (а штрафы сегодня от 200 тысяч рублей и выше) и на должностное лицо, виновное в неисполнении. Кроме того, на сегодняшний день внедряется такая мера воздействия как дисквалификация.

Напоминаю, что ответственность за безопасность производства целиком лежит на эксплуатирующей организации. Сколь бы тщательным ни был государственный контроль, он не заменит контроля со стороны непосредственного исполнителя требований законодательства по промышленной безопасности.



СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАДЗОР



Алла ТЮЛЬКИНА,

государственный инспектор межрегионального отдела по государственному строительному надзору и за объектами магистрального трубопроводного транспорта Уральского управления Ростехнадзора:

– Расскажу об основных нарушениях, которые допускаются на строительной площадке.

Во-первых, следует остановиться на ведении журнала производства работ – основном документе, который отражает ход ведения работ. Часто заказчики, генподрядчик и подрядчики не заполняют раздел «Осуществление строительного контроля», хотя он является обязательным для заполнения.

Если выявлены нарушения, то впоследствии должны быть какие-то отметки о том, что эти нарушения устранены, – либо в акте, либо в самом журнале.

Также отмечу, что часто отсутствуют подписанные акты освидетельствования ответственных конструкций.

Еще хотелось бы сказать о внесении изменений в рабочую документацию. Если после прохождения экспертизы проектной документации выявилась необходимость внесения каких-то изменений, и они затрагивают безопасность, несущие конструкции (к примеру, был один вид фундамента – стал другой), то такие крупные изменения необходимо отправлять на повторную госэкспертизу. Нужно иметь это в виду и не затягивать решение данного вопроса. Если же изменения незначительные, то они должны быть внесены проектировщиками в установленном порядке.

В актах на скрытые работы обращайте внимание на то, что в них должны быть указаны номера паспортов, сертификатов на применяемые материалы, номера исполнительных схем, должны указываться листы проекта – и все это за подписью ответственных лиц.

На строительной площадке у подрядчиков обязательно должен быть комплект рабочих чертежей по тем разделам, которые они выполняют, с отметкой «В производство работ».

 

КОТЛОНАДЗОР

Федор ВОЛКОВ,

и.о. начальника межрегионального отдела по надзору за объектами котлонадзора, тепловыми установками и сетями Уральского управления Ростехнадзора:

– Среди типичных нарушений по моему виду надзора, допускаемых, в частности, на ОАО «Уральский завод химических реактивов», – эксплуатация оборудования, отработавшего расчетный срок службы, непроведение экспертиз промышленной безопасности для продления срока эксплуатации. Как вопиющее нарушение отмечу допуск людей к работе внутри сосудов, работающих под давлением, без нарядов-допусков. Когда дело касается безопасности людей, руководители предприятия должны принимать все возможные меры, вплоть до самых жестких.

В прошлом году ОАО «Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов» подало заявление на получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. В ходе проверки были выявлены нарушения, которые не позволили предоставить предприятию такое право. Возникает вопрос, зачем было подавать заявку, если заведомо знали, что есть нарушения?

На ОАО «Свердловская энергосервисная компания» допускают следующие грубейшие нарушения: не проводится государственная поверка средств измерений при ультразвуковом исследовании, не проводится входной контроль материалов.

Также отмечу, что не везде издаются приказы о назначении ответственных за осуществление производственного контроля, не создаются комиссии по проверке знаний персонала. Эти нарушения допускаются, в том числе, на ЗАО «Уральский турбинный завод».

Более подробно остановлюсь на ООО «Свердловская теплоснабжающая компания». Трубопроводы тепловой сети города Березовский почему-то вошли в состав системы теплоснабжения города Екатеринбурга. Есть приказ Ростехнадзора от 7 апреля 2011 года № 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов…», согласно которому участок трубопровода тепловой сети под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115° С идентифицируется в пределах муниципального образования. Получается, город Березовский вошел в состав города Екатеринбурга?

Но самый серьезный вопрос – не в полном объеме проведено диагностирование трубопроводов 4 категории, отработавших расчетный срок службы. Если диагностирование не будет завершено, предприятие не сможет получить паспорт готовности.

Также много нарушений выявлено при ремонте теплосетей. Допущены к применению несертифицированные элементы трубопроводов. Из организационных моментов отмечу, что при ремонте тепловой сети в городе Первоуральске документы о том, что работы приняты в полном объеме, подписывали не аттестованные сотрудники.

Еще одно замечание – не разработан и не утвержден в органах местного самоуправления график ограничения температур на случай ликвидации возможных аварий в тепловых сетях.

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание эксплуатирующих организаций – закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…». С 1 января 2012 года на всех предприятиях должны быть программы энергосбережения, узлы учета расхода всех видов энергоносителей и энергетические паспорта. Если при проверке, хоть плановой, хоть внеплановой, выявится отсутствие данных документов, то это послужит основанием для привлечения к административной ответственности.



МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

Оксана КОЛЕСНИКОВА,

заместитель начальника межрегионального отдела по металлургическому надзору Уральского управления Ростехнадзора:

– Так совпало, что именно сегодня – двенадцать лет, как я пришла работать в Ростехнадзор, в металлургический отдел, поэтому хочу отметить, как сильно изменились за это время подходы в нашей работе. Раньше функции инспектора были существенно шире, он осуществлял не только надзорные и контрольные полномочия, но и проводил профилактическую работу на предприятиях – чтобы снизить вероятность травматизма и аварийных ситуаций. Однако сейчас действующее законодательство предусматривает проведение плановых проверок всего один раз в год. Более того, до сих пор многие представители предприятий звонят и пишут письма в Ростехнадзор с жалобами: почему инспекторы приходят через год, а не через три. По этому поводу хочу сказать, что пусть юристы на предприятиях сами отвечают на такие вопросы руководства и разъясняют ему законы в области промышленной безопасности. Я уже неоднократно обращала внимание руководителей поднадзорных организаций на то, что их юридические отделы недостаточно изучают нормативную базу: законы № 294-ФЗ, № 116-ФЗ и многие другие.

Осуществление контроля и надзора на металлургических предприятиях осложняется еще и значительным сокращением инспекторского состава. Особенно это ощущается при проведении плановых проверок крупных металлургических предприятий и производств, на которые должны выезжать сразу несколько инспекторов.

Еще часто задают вопросы по капитальному ремонту опасного производственного объекта. Если осуществляется капитальный ремонт опасного производственного объекта, на котором получаются расплавы черных и цветных металлов, то необходимо проводить экспертизу промышленной безопасности проектной документации на капитальный ремонт, при условии что эта документация не входит в состав проектной документации объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдельно остановлюсь на ОАО «Уральский турбинный завод». В 2007 году завод согласовал план-график проведения экспертиз промышленной безопасности зданий и сооружений с Ростехнадзором на период до 2010 года. Однако про этот график на заводе «забыли», а в 2010 году разработали такой же – на те же объекты, только уже до конца 2014 года. До сих пор многие здания предприятия, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта, так и не прошли экспертизу промышленной безопасности, что является нарушением Федерального закона № 116-ФЗ.

Теперь что касается ОАО «Уральский завод химических реактивов». Когда-то там существовал литейный участок гранулированных металлов и сплавов, затем его закрыли, и я много лет назад сама предписывала предприятию провести консервацию опасного производственного объекта на длительный период, согласно требованиям закона № 116-ФЗ. Затем участок передали в аренду другому предприятию – ООО «Регионинкор», в 2007 году снова приняли литейный участок и все литейное оборудование, однако регистрировать в реестре опасных производственных объектов не стали и якобы законсервировали. В 2010 году инспектор выявил, что проект на консервацию и экспертизу проекта предприятие так и не выполнило. Сейчас же руководство заявляет, что «литейка» снова работает. Вот и получается, что ОАО «Уральский завод химических реактивов не соблюдает требования промышленной безопасности. Остается только посоветовать – изучайте законодательство.



НАДЗОР ЗА ОБЪЕКТАМИ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ГАЗОПОТРЕБЛЕНИЯ

Лябиба ГАРЕЕВА,

начальник межрегионального отдела по надзору за объектами газораспределения и газопотребления Уральского управления Ростехнадзора:

– Общая проблема поднадзорных предприятий, входящих в ГК «Ренова», состоит в том, что до сих пор не все газопотребляющие агрегаты приведены в соответствие требованиям Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03). Прежде всего, я имею в виду то, что не устанавливаются два клапана, в зависимости от мощности горелки, на газопроводе. Отсюда невыполнение предписаний. Я понимаю, что предприятия часто ограничены в средствах, но для Ростехнадзора самое главное – это безопасность. Второй клапан – это и безопасность при розжиге, и проверка на герметичность.

При проведении экспертизы технического устройства эксперты сразу видят, что обвязка не доведена до логического конца, как требуют действующие Правила, и что второго клапана. Пишут среди мероприятий – поставить клапан, дают какие-то сроки. Предприятия эти сроки согласовывают, но, увы, не выполняют.

Понятно, что обвязки делались по старым проектам и нормам, но нужно же приводить их в соответствие с сегодняшними требованиями. От этого зависит безопасность эксплуатации. У нас 99% взрывов происходят по следующим причинам:

не проверили перед розжигом на герметичность (отсутствие герметичности);

задвижку не до конца закрыли (не проверили закрытие перед розжигом);

выход из строя запорной арматуры.

Хорошо, что пока нет летальных исходов, но в «Кольцово», например, уже был взрыв, однако до сих пор не все необходимые меры приняты…

Если газопроводы под землей 40 лет лежат – обязательно нужно делать экспертизу. Ответственность в случае аварии, в первую очередь, ляжет на предприятие.

Также отмечу, что порой не выполняются текущие ремонты – в частности, это касается ОАО «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов». Плюс окраска не делается. Еще одно удивительное нарушение – поставили сигнализатор загазованности, но почему-то не принимают его комиссией, как положено по Правилам. То есть деньги были найдены, мероприятие проведено, а элементарные организационные вопросы не решены...

Отдельно остановлюсь на изменениях в законодательстве. В прошлом году много существенных дополнений было внесено в закон о промышленной безопасности. Также обращаю внимание на то, что с ноября 2011 года вступил в силу Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления. Ранее единственным документом, регламентирующим эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, были «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления» (ПБ 12-529-03), сейчас они действуют только в части, не противоречащей нормам техрегламента.

При внесении изменений в реестр нужно руководствоваться Приказом Ростехнадзора от 7 апреля 2011 года № 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов…». Если раньше была «система газопотребления», то сегодня – «сеть газопотребления».

По выдаче разрешений тоже появились нововведения. Так, если в техническом регламенте по безопасности машин и оборудования в перечне есть горелка и есть сертификат ТР на эту горелку, то разрешение на применение уже не требуется.

Лицензирование, как, наверное, все знают, теперь регламентируется новым законом – № 99-ФЗ.

Наконец, вступил в силу закон № 225-ФЗ, и, насколько мне известно, полисы страхования ответственности владельца опасного объекта оформили далеко не все.

Нормативная база меняется очень часто. Если на предприятии начинают решать какой-то вопрос, нужно внимательно изучить действующее законодательство. И, конечно же, требования нормативных документов нужно не просто изучать, но и выполнять.

В заключении хочу обратиться ко всем ответственным за промышленную безопасность на предприятиях. Доказывайте своим руководителям, что деньги на соответствующие мероприятия обязательно нужно выделять, добивайтесь этого всеми способами и приводите ваше газовое хозяйство в соответствие действующим нормам и правилам. От этого зависит безопасность производства, жизни и здоровье людей.



НАДЗОР В ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Александр ЗУБЧИК,

начальник межрегионального отдела по надзору в химической промышленности и на предприятиях по хранению и переработке растительного сырья Уральского управления Ростехнадзора:

– Начну с общих требований. Все технологии – как основные, так и вспомогательные – должны соответствовать технологическому регламенту, который предприятие обязано разработать. Особенно я обращаю внимание на вспомогательные операции.

Технологический регламент – это основа всех технологических операций. На его основе разрабатываются технологические инструкции, в которых расписывается каждый шаг каждого рабочего.

Все специализированные организации, которые занимаются обслуживанием, ремонтом или монтажом (демонтажем) технологического оборудования, должны разрабатывать технологические карты, где также конкретно следует расписывать любое действие рабочего, монтажника, слесаря. Почему я на этом заостряю внимание? Потому что вопросов именно к специализированным обслуживающим организациям очень много.

Например, недавно в ходе расследования аварии, связанной с действиями монтажной организации, я попросил показать мне проект производства работ, в котором должна быть технологическая карта, должен быть календарный план, расписаны конкретные технологические операции, подлежащие выполнению в данную смену. Ничего нет…

Примечательно, что мне часто показывают инструкции по охране труда. Но я не занимаюсь охраной труда, у меня совсем другая наука – промышленная безопасность. Меня интересует, как разработаны технологические документы (это позволяет убедиться, что рабочие знают: что и как они должны делать) и как эти документы исполняются, то есть контроль со стороны службы производственного контроля.

Также отмечу, что технические устройства должны соответствовать проектам. Нет проектов – значит, их надо разрабатывать. Причем я рекомендую разработать сразу проект на реконструкцию, потому что проект, разработанный сейчас, должен пройти экспертизу промышленной безопасности.

Как все, наверно, знают, приняты поправки в закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в которых закреплена экспертиза промышленной безопасности не «проектной документации», а просто «документации на строительство».

Я теперь буду требовать, чтобы все проекты производства работ, которые обязаны разрабатывать подрядные и субподрядные организации, проходили экспертизу.

Далее по строительству. Когда действия предприятия попадают под государственный строительный надзор, то все исправно пишут заявление, извещают, что начинают строительство такого-то объекта, что получили разрешение на строительство и пр. Если же предприятие занимается только техническим перевооружением (монтаж нового технологического оборудования взамен устаревшего), то в Ростехнадзор приходят в лучшем случае, когда уже все построили, все смонтировали. Или не приходят вообще – ждут плановой проверки, когда придет инспектор, выявит, что здесь произведено техническое перевооружение, и будет смотреть, по каким документам и насколько качественно все выполнено.

Но я хочу обратить внимание на то, что во всех правилах промышленной безопасности сказано – «приведение в соответствие с требованиями промышленной безопасности в установленном порядке». А установленный порядок – это добровольный способ и принудительный. Добровольный осуществляется службой производственного контроля, которая должна выявлять все нарушения требований промышленной безопасности, после чего разрабатываются ежегодные планы приведения оборудования в соответствие с требованиями и планомерно все недостатки устраняются. Принудительный способ тоже все знают – приходит инспектор Ростехнадзора, пишет кучу нарушений, предписания, устанавливает сроки, да еще и штрафует. И тут уж на усмотрение предприятия – сами будете за всем следить или хотите, чтобы вас штрафовали? Существующие службы производственного контроля почти всегда не соответствует тому, что от них требуется. Они занимаются охраной труда, соблюдением санитарных требований, а выявление нарушений требований промышленной безопасности полностью перекладывают на инспекторов. Если такой подход не изменится, мы продолжим штрафовать, приостанавливать, закрывать, и обижаться тут не на кого…

Кроме того, сейчас при проведении экспертизы технических устройств смотрят соответствие правилам промышленной безопасности и по наличию контрольно-измерительных приборов, и по наличию автоматической защиты, и по наличию необходимой документации. Если что-то не соответствует – запрет эксплуатации…

В последнее время, в связи с вступлением в силу закона № 225-ФЗ об обязательном страховании ответственности владельцев ОПО и приказа Ростехнадзора № 168 об утверждении требований к ведению государственного реестра ОПО, ко мне часто приходят и предлагают: давайте мы сократим число химически опасных объектов, а то дорого получается за страховку платить (ТГК-9, например). Показывают приказ директора о том, что сейчас на предприятии будет, например, не 1000 тонн опасных веществ, а 100 тонн, и не 10 опасных производственных объектов, а одно производство со всеми складами. С точки зрения руководителя предприятия, подход, конечно, хороший, но у нас другой принцип. Когда приходят с такими бумагами, я прошу показать мне проект, где написано, какова проектная мощность всех складов и как вообще этот склад называется. Если «склад сырья», то он так и будет называться пожизненно – пока проект не переделают. Если написано, что столько-то опасных веществ проектная мощность, столько и будет. Если хотите сократить, пишите, какие именно объекты больше не используются, и покажите мне проект на консервацию или ликвидацию этого оборудования. Вот тогда будем считать, что количество опасных веществ сократилось.

Еще, бывает, доказывают, что ликвидировали АЗС, установку или склад, и показывают картинки, где зеленая лужайка, грибы растут и зайчики бегают. Не надо мне показывать такие картинки, потому что в законе четко написано: должен быть проект на ликвидацию, должна быть экспертиза проектной документации, должна быть исполнительная документация на ликвидацию объекта. Вот тогда вносим изменения в госреестр, и тогда вы меньше платите за страховку.