Интервью и.о. руководителя Уральского управления Ростехнадзора Анатолия Соловьева (журнал "ТехНАДЗОР", декабрь 2011 года)БЕЗНАКАЗАННОСТЬ ПОРОЖДАЕТ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬНакануне двух профессиональных праздников – Дня Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Дня энергетика журнал «ТехНАДЗОР» по традиции публикует интервью с руководителем Уральского управления Ростехнадзора. Ровно год назад Анатолий СОЛОВЬЕВ рассказывал о наметившихся тенденциях развития Службы в связи с ее реорганизацией и новыми законодательными требованиями. За это время в работе ведомства произошли существенные изменения: сократилась штатная численность, возросла ответственность инспекторского состава, ужесточились требования к поднадзорным предприятиям. – Самое значимое из того, что удалось сделать в уходящем году, – задать направление развития Управления, организовать системную работу. В последнее время мы во многом действовали по инерции, идя по пути, проторенному годами, не реагируя на постоянно меняющиеся требования времени. Под системной работой я понимаю четко заданные ориентиры и строгое соблюдение установленного порядка действий. Важнейший ориентир для нас – безаварийная работа поднадзорных предприятий, безопасность жизни и здоровья людей. Все это звучит как общие фразы, но главное не слова, а то, что за ними стоит. Ростехнадзор всегда занимался безопасностью, но изменилось содержание нашей работы, подходы, возросла ответственность за результат. В частности, закон № 294 «О защите прав юридических лиц…» ограничил присутствие инспекторов на поднадзорных предприятиях, но при этом дисциплинировал сотрудников Ростехнадзора. Возросли требования к уровню знаний и профессионального мастерства наших работников. В уходящем году повысилась роль юридической службы Управления. Так например, усилен контроль со стороны юридической службы за правильностью оформления инспекторами результатов проведенных проверок. Выявляемые нашими юристами недостатки подробно разбираются на ежемесячных учебных занятиях в отделах. Хочу отметить помощь и поддержку специалистов Генеральной прокуратуры, которые контролируют нашу деятельность. Например, проведенные в этом году прокурорские проверки работы Уральского управления помогли выявить слабые звенья в выполнении нашими сотрудниками плана проверок, в обеспечении их законности и соблюдении прав как юридических лиц, так и работников поднадзорных предприятий. В результате, мы усилили контроль за исполнением плана и обеспечили полное его выполнение. – В последнее время заметно ужесточились требования Управления к поднадзорным предприятиям. С чем это связано? – Руководители предприятий должны чувствовать свою ответственность за обеспечение требуемого уровня промышленной безопасности. Раньше мне нередко приходилось сталкиваться с таким подходом: «Придет Ростехнадзор, напишет свои замечания – тогда и сделаем что-нибудь». Это в корне неправильно, не должно так быть. Поэтому я посчитал нужным усилить контрольные функции Управления. – Что конкретно вы сделали? Во-первых, мы стали жестче реагировать на неисполнение требований безопасности. Обязанность привлекать к ответственности за выявленные нарушения прямо не закреплена. Раньше инспектор мог пойти навстречу просьбам работников предприятий не применять к ним мер административного воздействия за выявленные в ходе проверки нарушения или невыполненные предписания. Обычно ссылались на отсутствие финансирования, на недостаточность технических возможностей или другие столь же «объективные» причины. Однако безнаказанность порождает безответственность, а безответственность приводит к нарушениям правил безопасности. Результатом этого становятся аварии и несчастные случаи. Теперь в Управлении введена такая практика: в случае принятия решения не привлекать предприятие к ответственности инспектор должен обосновывать свою позицию. Во-вторых, усилены меры контроля за исполнением предписаний. Раньше выполнение предписаний мы отслеживали только по письмам от организаций, в которых сообщалось, что все выявленные нарушения устранены. Сейчас практикуем внеплановые проверки – выезжаем на объект и смотрим фактическое положение дел. Третий момент. До недавнего времени в Управление приходило много обращений от руководителей поднадзорных предприятий с просьбой перенести сроки исполнения предписаний, и мы нередко на это шли. Сейчас все строже, перенос сроков возможен только через привлечение к административной ответственности виновных в неисполнении лиц – как юридических, так и должностных. Ужесточение требований Управления призвано вынудить собственников предприятий финансировать мероприятия по реконструкции, модернизации и замене оборудования, а главное – обеспечить безопасность занятых на производстве людей. – Уже есть какие-то результаты этих мер? – Есть. Выросло количество юридических лиц, привлеченных к административной ответственности. Примерно на четверть по сравнению с 2010 годом возросло количество наложенных штрафов. Также в разы увеличилась их сумма, что связано, в том числе, и с тем, что сами штрафы стали больше. Кроме того, отмечу, что мы почти перестали получать письма с просьбами перенести исполнение предписаний. Все перечисленное свидетельствует о повышении ответственности руководителей и других специалистов поднадзорных предприятий за результаты их деятельности по обеспечению безопасности на производстве. Хотя, конечно, в полной мере результаты проводимой нами работы скажутся не сразу – есть инерция системы, просуществовавшей долгие годы. – Можно ли назвать сферу, где нарушений особенно много? – Очень много нарушений допускается при строительстве опасных производственных объектов. Самое распространенное – несвоевременное извещение контролирующих органов о начале строительства. Еще я бы подчеркнул, что собственники и руководители не всегда осознают степень опасности проводимых на их производствах работ. Это очень наглядно показали две недавние аварии в Екатеринбурге, связанные с падением грузоподъемных кранов. В обоих случаях имели место грубейшие нарушения требований нормативных документов, не была обеспечена безопасность людей, к работе допустили персонал, не прошедший соответствующего обучения и аттестации. Эти действия привели к выводу из строя оборудования, погиб человек. И если материальный ущерб будет в полном объеме возмещен виновными, то человеческую жизнь никакими деньгами не оценишь. – Почему, на ваш взгляд, руководители предприятий порой пренебрегают требованиями промышленной безопасности? – К сожалению, в погоне за прибылью многие идут по пути сокращения обслуживающего персонала, затрат на обеспечение его безопасности, так как в обозримом будущем эти расходы никак не окупятся. – Приведите примеры такой экономии. – На некоторых предприятиях пытаются полностью отказаться от ИТР низового звена, мастеров заменяют бригадирами. По сути, организатора производства заставляют еще и брать на себя функции рабочего. Ну, нельзя две разные задачи выполнять одинаково хорошо. Например, несколько лет назад только своевременное вмешательство мастера участка размола на глиноземном производстве БАЗ-СУАЛ позволило избежать человеческих жертв при разрушении крыши. Другая негативная тенденция – экономия на качестве подрядных работ, особенно при строительстве. Либо подряжают исполнителей с низкой квалификацией, либо нанимают квалифицированные кадры, но на ограниченный объем работ. В обоих случаях цена такой экономии – низкое качество, несоответствие требованиям безопасности. В результате – аварии, несчастные случаи. – Анатолий Евгеньевич, значительное сокращение численности персонала территориальных органов Ростехнадзора как-то сказалось на работе Уральского управления? – Действительно, с конца прошлого года наши ряды поредели очень существенно – из шестисот сотрудников пришлось сократить свыше ста человек. Естественно, сильно возросла нагрузка на инспекторский состав. Как бы там ни было, мы выстраиваем свою работу исходя из тех ресурсов, которые есть. В условиях возросшей загруженности инспекторов серьезной поддержкой в работе стало сотрудничество с другими органами федеральной и местной исполнительной власти. Кроме взаимодействия с прокуратурой, о котором я уже говорил, это сотрудничество с МЧС России, Росприроднадзором, Роспотребнадзором, правительствами Свердловской, Челябинской и Курганской областей. С надзорными органами заключены соответствующие договора о сотрудничестве, предусматривающие проведение совместных проверок. С областными правительствами сотрудничаем, в частности, в рамках подготовки к ОЗП. Такая практика дает возможность наиболее полно контролировать ситуацию на поднадзорных объектах. Уральское управление – один из крупнейших территориальных органов Ростехнадзора. Это большой, сплоченный коллектив, специалисты различных направлений составляют единую сильную команду. Благодаря их профессионализму и поддержке Управление, несмотря ни на какие сложности, справляется с задачами, возложенными на него государством. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех работников Управления за их труд и поздравить с приближающимися праздниками! |