13 мая 2014 г.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСТЕХНАДЗОРА

ПРОТОКОЛ № 3

Заседание Общественного совета при Уральском управлении Ростехнадзора

г. Екатеринбург 13 мая 2014 г.

Присутствовали: 18 членов Совета.

На заседании присутствовал руководитель УУ РТН Поляков А.С.

Приглашены 3 человека, в т.ч. заместители руководителя УУ Ростехнадзора гг. Дрок Д.В., Соловьев А.Е.

Повестка дня:

1. О приеме в члены Общественного совета при Уральском управлении Ростехнадзора Чумерина Юрия Николаевича, Руководителя исполнительного органа СРО Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Союз Стройиндустрии Свердловской области».

2. О результатах проверок в 2013 году хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля и надзора за проведением обязательственного энергетического обследования в установленный срок».

3. О проекте Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Управлением Ростехнадзора по Свердловской области и некоммерческими организациями Свердловской области по вопросам противодействия коррупции, обеспечению «нулевого» уровня коррупции среди сотрудников Управления и подведомственных организаций.

4. Доклад начальника Межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газового надзора по проблемам, требующим общественного внимания и содействия в их решении.

5. Разное

РЕШЕНО:

По 1 вопросу:

Принять в состав Общественного совета при Уральском управлении Ростехнадзора Чумерина Юрия Николаевича, Руководитель исполнительного органа СРО Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Союз Стройиндустрии Свердловской области».

По 2 вопросу:

О результатах проверок в 2013 году хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля и надзора за проведением обязательственного энергетического обследования в установленный срок»

Надзорная функция Ростехнадзора по осуществлению государственного контроля и надзора за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок регламентируется административным регламентом, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2011 г. № 653.

В Уральском Управлении Ростехнадзора этот вид надзора выполняется межрегиональным отделом по надзору за объектами электроэнергетики и электроустановками потребителей (Энергонадзор).

Проведено таких проверок в 2013 г. всего 783, в том числе по Свердловской области – 643. Проверка заключалась в том, что государственный инспектор, в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» выявлял, проведено ли обязательное энергетическое обследование в установленный федеральным законом срок – 31.12.2012 г.

Досрочно проведенных надзорных мероприятий не обнаружено.

Итоги проверки по Свердловской области. Выявлено фактов нарушений установленных требований – 106 (16,5 %). Возбуждено дел об административном правонарушении – 105. Другие виды нарушений в области энергосбережения:

‒ Требование о принятии программ в области энергосбережения – 50;

‒ Количество объектов, не оснащенных приборами учета – 14.

В числе нарушителей все виды организаций, для которых проведение энергетических обследований обязательно: бюджетные учреждения, регулируемые организации, частные. Срок устранения нарушений – один год.

В 2013 г. был разработан опросный лист, который разослан в ряд организаций и предприятий. Кроме того, проводились опросы работников организаций, контролируемых Уральским Управлением Ростехнадзора. Основные итоги следующие.

По результатам обработки результатов анкетирования были выявлено следующее:

1. В письменных и в устных ответах отсутствуют какие-либо замечания в адрес сотрудников отдела Энергонадзора УУ Ростехнадзора.

2. Все из опрошенных отметили, что их знакомили с результатами проверки.

3. Все из опрошенных считают, что нет необходимости в консультировании со стороны специалистов Ростехнадзора.

4. До 50 % опрошенных считают целесообразным проведение семинаров, круглых столов с сотрудниками Ростехнадзора по обсуждаемой теме.

5. Некоторые отметили, что не знают порядка обжалования действий должностных лиц.

Аналогичная проверка проводилась в прошлом году. Сравним их итоги.

В обоих случаях отсутствуют, какие либо, замечания в адрес сотрудников отдела Энергонадзора.

Изменилось отношение к необходимости консультирования по рассматриваемой теме. Вызвано это больше всего тем, что практически закончилась обязательность проведения энергетических обследований для всех организаций с малыми объемами использования энергоресурсов.

У многих специалистов предприятий сохраняется желание участия в семинарах, круглых столах по обсуждению тем, подведомственных Ростехнадзору.

Заслушав и обсудив выше изложенные результаты анкетирования, Общественный Совет при Уральском Управлении Ростехнадзора

РЕШИЛ:

1. Считать работу, проведенную сотрудниками отдела Энергонадзора в части контроля и надзора за соблюдением требований законодательства за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок, положительной.

2. При проверках сохраняется необходимость обращать внимание на порядок обжалования выданных предписаний, т.к. несмотря на то, что в предписаниях изложен порядок их обжалования, некоторые из опрошенных, по-прежнему отмечают, что они не знают порядка обжалования действий должностных лиц.

3. Несмотря на достаточно высокий уровень предоставляемой информации на сайте Ростехнадзора, есть необходимость проведения семинаров со специалистами подведомственных предприятий.

4. Рекомендовать руководителям УУ Ростехнадзора рассмотреть вопрос о проведении регулярных семинаров с руководителями служб промышленной безопасности фирм, предприятий и организаций.

По 3 вопросу:

Подготовка проекта соглашения о взаимодействии т сотрудничестве между управлением Ростехнадзора по Свердловской области и некоммерческими организациями Свердловской области по вопросам противодействия коррупции, обеспечению «нулевого» уровня коррупции среди сотрудников Управления и подведомственных организаций.

Выступили: Мошкин В.Л., Варакина Л.В.

Заслушав и обсудив итоги работы по проекту соглашения, Общественный Совет при Уральском Управлении Ростехнадзора

РЕШИЛ:

1). В течение месяца (до 13 июня 2014 года) доработать соглашение и вынести на заседание Совета.

2). Текст документа направить в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

3). Привлечь для доработки документа Союз Промышленников и Предпринимателей Свердловской области.

По 4 вопросу:

Доклад и. о. начальника Межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газового надзора Шаньгина В.В. по проблемам, требующим общественного внимания и содействия в их решении принять к сведению.

Информация прилагается.

Заслушав и обсудив результаты работы на объектах газового надзора, Общественный Совет при Уральском Управлении Ростехнадзора

РЕШИЛ:

1). Направить в Правительство Свердловской области предложение об ускорении перевода бесхозяйных объектов газовых сетей на баланс хозяйствующих субъектов.

Председатель Общественного совета

при УУ Ростехнадзора Солобоев И.С.

Ответственный секретарь Серебряков Д.В.

Приложение к 4 вопросу

Доклад и. о. начальника Межрегионального отдела

по надзору за объектами магистрального трубопроводного

транспорта и газового надзора Шаньгина В.В.

по проблемам, требующим общественного внимания

и содействия в их решении

СПРАВКА

о состоянии регулирующей деятельности и безопасности

на объектах магистральных трубопроводов

за 2013 год

Анализ основных показателей надзорной деятельности

Инспекторского состав, осуществляющий надзор за объектами магистральных трубопроводов составляет 3 человека, в том числе 1 человек в Екатеринбурге и 2 человека в Челябинской области.

За 2013 г. инспекторами были проведены 4 плановые проверки (филиалы «Газпром трансгаз Екатеринбург» в Свердловской, Челябинской, Курганской и Оренбургской областях), согласно утвержденного плана работ, выдано 17 предписаний, выявлено и предписано к устранению 379 нарушений требований промышленной безопасности. Привлечено к административной ответственности 37 должностных лиц.

За отчетный период проведено также 11 внеплановых проверок по выполнению ранее выданных предписаний.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 455 и п.11 статьи 16 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» на опасных производственных объектах 1-го класса опасности был введен режим постоянного государственного надзора.

В 2013 г. было проведено 16 проверок по осуществлению постоянного надзора на объектах повышенной опасности 1-го класса.

В 2014 г. в рамках осуществления постоянного надзора запланировано проведение 21 проверки.

В настоящее время режим постоянного государственного надзора осуществляется за 21 опасным производственным объектами 1-го класса опасности в том числе 13 участков ЛПУ (около 8700 км. магистральных газопроводов.) и 8 газокомпрессорными станциями. При этом следует учесть, что из 8700 км около половины из этой протяженности составляют газопроводы-отводы к 280 городам и поселкам на территории 4 областей.

Также эксплуатируются 280 газораспределительных станций и 32 АГНКС относящиеся ко 2-му классу опасности. В 2014 г. в рамках осуществления постоянного надзора запланировано проведение 21 проверки.

Качественное обследование такой протяженной и разветвленной сети газопроводов с учетом уральского климата таким количеством инспекторов представляет собой трудно выполнимую задачу, а подчас в зимний период и невыполнимую.

Основным предприятием эксплуатирующим опасные производственные объекты магистрального трубопроводного транспорта является ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», которое обеспечивает подачу газа потребителям 4-х областей: Свердловской, Челябинской, Курганской и Оренбургской. Перекачка газа осуществляется 17 компрессорными станциями с месторождений Тюменской области и далее на запад по газопроводам «Домбаровка-Оренбург» Ду 1200 мм, Челябинск-Петровск» Ду 1400 мм и двум ниткам Ду 1000 мм газопровода «Карталы-Магнитогорск».

Анализ причин аварийности и травматизма.

За 2013 год на объектах магистрального трубопроводного транспорта произошла 1 авария:

- 03.03.2013г. произошла авария на 1704 км магистрального газопровода Бухара-Урал 1 нитка Карталинского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» ОАО «Газпром» из-за наличия дефекта, ориентированного вдоль спирального заводского шва в сочетании с повышенной загрязненностью основного металла трубы неметаллическими включениями диаметром 1020 мм с толщиной стенки 10,5 мм. Экономический ущерб составил около 26 млн. рублей.

СПРАВКА

о состоянии регулирующей деятельности и безопасности

на объектах газового надзора

за 2013 год

На территории Свердловской области находится более 1500 организаций эксплуатирующих сети газораспределения и газопотребления, из них: 6 газораспределительных организаций, 19 тепловых электростанций, 8 ГНС. Общая протяженность наружных газопроводов на территории Свердловской области составляет 12748 км, из них 5925 км подземных.

На территории Свердловской области государственный контроль и надзор за объектами газораспределения и газопотребления осуществляют 12 инспекторов. 6 инспекторов входят в состав межрегионального отдела 6 в территориальные отделы. Также в Челябинской и Курганской областях государственный контроль и надзор за объектами газораспределения и газопотребления осуществляют 10 человек.

В 2013г. количество проведенных проверок составило 928 шт. , в том числе: плановых 247; внеплановых 681; количество выявленных нарушений составило 2143. За выявленные административные правонарушения в отношении должностных и юридических лиц применены 256 административных наказаний. Также по решению руководства Управления инспекторами отдела проводится контрольно-надзорные мероприятия по крупным предприятиям на территориях Челябинской и Курганской областях.

В 2013 г. межрегиональным отделом газового надзора рассмотрено 1450 заключения экспертиз промышленной безопасности опасных производственных объектов. В 43 случаях отказано в утверждении заключений экспертиз промышленной безопасности опасных производственных объектов. Качество проводимых экспертиз промышленной безопасности газового оборудования оставляет желать лучшего: некоторые экспертизы проводятся без выезда экспертов на объект, без анализа всей эксплуатационной документации, без учета всех действующих нормативных требований, состояние технических устройств газового оборудования (систем автоматики) не поверяется. При плановой проверке одного из крупных предприятий с недавно получившим положительное заключение экспертизы промышленной безопасности газового оборудования инспекторами было визуально выявлено, что оборудование ГРП: регуляторы, клапана, фильтры и запорная арматура давно не разбирались, т.е. экспертиза была проведена формально.

Большая работа проводится инспекторами газового надзора по проведению документарных выездных проверок по обращению граждан или организаций о нарушениях требований промышленной безопасности при проектировании, строительств и эксплуатацию сетей газораспределения и газопотреблению городов и поселений, которые могут создать угрозу жизни и здоровью населения или нанести вред окружающей среде.

Анализ причин аварийности и травматизма.

За 12 месяцев 2013 г. на объектах, поднадзорных межрегиональному отделу по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газового надзора произошли 3 аварии.

13 февраля 2013 г. в г. Екатеринбурге (переулок Складской) произошло механическое повреждение газопровода высокого давления (0,6 МПа) Ø 325мм гидромолотом экскаватора. Причиной аварии явилось нарушение монтажной организацией ООО «Газстрой» норм безопасности при разработке грунта в непосредственной близости от действующего подземного газопровода с использованием ударных инструментов и землеройной техники. Общий экономический ущерб ОАО «Екатеринбурггаз» по локализации и ликвидации последствий аварии составил 874 тыс. руб.

13 июля 2013 г. на Белоярском участке ОАО «Свердловскоблгаз» на газопроводе высокого давления произошла авария техногенного характера. От удара молнии произошло расплавление изоляционных втулок и прокладки изолирующего фланцевого соединения на входе в ГРПШ № 11 с последующим возгоранием газа.

Общий экономический ущерб ОАО «Свердловскоблгаз» по локализации, ликвидации последствий аварии составил 540 тыс. руб.

17 июля 2013 г. в г. Верхняя Пышма ул. Огнеупорщиков, 22 на промплощадке ЗАО «Горспецстрой» произошло механическое повреждение подземного газопровода высокого давления II категории (0,6 МПа) диаметром 57 мм. Общий экономический ущерб ОАО «Свердловскоблгаз» по локализации, ликвидации последствий аварии составил 309 тыс. руб. Пострадавших лиц – нет. Окружающей среде вред нанесен не был.

Сведения о проблемах при осуществлении надзорной деятельности

и предложения по ее совершенствованию.

За 2013 год в соответствии с действующим законодательством по заявлениям предприятий была осуществлена перерегистрация 784 опасных производственных объектов сетей газопотребления и газораспределения в качестве объектов III класса опасности; в качестве объектов II класса опасности осуществлена перерегистрация 4 объекта; в качестве объекта I класса опасности 1 объект (ГНС ОАО «Первоуральскгаз)».

После поступления в Уральское управление Ростехнадзора разъяснительного письма № 00-01-35 / 955 от 23.08.2013 г., в котором Федеральная служба предлагает исключать объекты из государственного реестра опасных производственных объектов сетей газораспределения и газопотребления с массой природного газа менее 1 тонны. В 2014 г. начался обратный процесс исключения из государственного реестра опасных производственных объектов сетей газопотребления предприятий (с газопроводами высокого, среднего и низкого давлений, ГРПШ, ШРП, газовых котельных).

По предварительным оценкам более 97% предприятий осуществляющих эксплуатацию сетей газопотребления не будут являться опасными производственными объектами. При этом не учитывается, что сеть газоснабжения городов и поселений и сети газопотребления предприятий технологически составляют единый комплекс, по сетям которого непрерывно транспортируется и используется природный газ и опасность его заключается не в количестве находящимся в трубопроводе, а в способности создавать в смеси с воздухом взрывоопасные смеси. Предложенная методика расчета количества газа в трубопроводах на предприятии также является некорректной, т.к. количество природного газа за счет движения газа постоянно увеличивается.

Дальнейшая процедура исключения сетей газораспределения и газопотребления с массой природного газа менее 1 тонны из государственного реестра ОПО может привести к крайне отрицательным последствиям:

-собственники организаций эксплуатирующих сети газораспределения и газопотребления, исключенные и государственного реестра ОПО не будут соблюдать требования промышленной безопасности (проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений, обеспечение технического обслуживания и ремонта технических устройств аттестованными специалистами и работниками, наличие и работоспособность систем автоматики безопасности и др.) установленные Федеральным законом №116-ФЗ, что может привести к серьезному увеличению аварийных ситуаций на сетях газораспределения и газопотребления;

-расследование аварий на сетях газопотребления и газораспределения исключенных из государственного реестра опасных производственных объектов будет проводится без участия представителя Ростехнадзора, что скажется отрицательно на разработку и внедрение мероприятий по недопущению подобных аварий в будущем и может привести к росту аварий и инцидентов.

Следует отметить, что 27.11.2013г. в пос. Западный Сосновского муниципального района Челябинской области при строительстве дороги был поврежден полиэтиленовый газопровод ПЭ 100 SDR 11 225 х 20,5 высокого давления 2 категории. Газопровод, протяженностью 15953 м, принадлежащий ООО «Грин Парк», не идентифицирован и не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов; предприятие не имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта. У эксплуатационной организации ООО «Грин Парк» отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте, так как данная сеть газораспределения, с массой природного газа менее 1 тонны, в соответствии с разъяснениями Ростехнадзора от 23.08.2013 за № 00-01-35/955, не относится к опасным производственным объектам. Расследование указанной аварии в соответствии с «Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утвержденном № 480 от 19 августа 2011 года Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не проводилось.

Межрегиональный отдел по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газового надзора Уральского управления Ростехнадзора обращался в Центральный аппарат для пересмотра или дополнительно разъяснения положений письма ФСЭТиАН № 00-01-35 / 955 от 23.08.2013 г. или внесения дополнений и изменений в действующий Технический регламент «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления» утв. постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г. в части установления дополнительных требований для обеспечения безопасной эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления.

В июле 2014 г. вступают в силу утвержденные и зарегистрированные в Министерстве юстиции Федеральные «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», в которых практически отсутствуют технические требования и периодичность выполнения работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту сетей газораспределения и газопотребления, за исключением тепловых электрических станций (ТЭС), газо-турбинных и парогазовых установок (ГТУ и ПГУ). Это приведет к тому, что собственники эксплуатирующих сети газораспределения и газопотребления организаций будут самостоятельно устанавливать требования к обслуживанию и ремонту газопроводов, газового и газоиспользующего оборудования. При осуществлении государственного контроля и надзора за сетями газораспределения и газопотребления представителями Ростехнадзора будет невозможно проконтролировать периодичность и объемы выполняемых работ по мониторингу, техническому обслуживанию и ремонту газопровода, газового оборудования, систем автоматики, зданий и газоиспользующих установок.

В Свердловской области медленно решаются вопросы по ликвидации бесхозяйных газопроводов, построенных в 70-х 90-х годах, организациями прекратившими свое существование. В настоящий момент строительство газопроводов на территориях городов Уральского региона осуществляется за счет выделенных муниципальными образованиями субсидий для проектирования и строительства газопроводов и за счет собственных средств организаций, кооперативов, частных инвестиций. Однако в дальнейшем после пуск газа работы по регистрации прав собственности на построенные объекты не проводятся или проводятся крайне медленно, что влечет увеличение числа бесхозяйных газопроводов.

В 2013 г. Уральском управлении Ростехнадзора неоднократно проводились совещание по вопросам обеспечения безопасности при эксплуатации бесхозяйных газовых сетей МО «Город Екатеринбург» и др. Муниципальных Образований Свердловской области с всех заинтересованных организаций. В МО «Город Екатеринбург» администрации было предложено ускорить оформления права собственности на бесхозяйные сети газоснабжения, зарегистрировать сеть газоснабжения в государственном реестре ОПО и обеспечить безаварийную эксплуатацию всех газопроводов, зданий, сооружений и оборудования ГРП, ГРПШ, в соответствии с законодательством и действующими нормативными документами.